В Центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка «„Тихая лирика“ в произведениях Алексея Сапожникова. К 100-летию художника», на которой представлено более 30 живописных работ мастера из фондов Музея имени М.А. Врубеля, Государственного областного художественного музея «Либеров-центр» и семьи художника, а также этюды и архивные документы.
Алексей Борисович Сапожников (1922–1988), без сомнения, был ярким и самобытным художником-пейзажистом, который находился в постоянном диалоге с традицией. Он начинал как самодеятельный художник, но благодаря неустанной работе над собой, участию в выставках-конкурсах, обучению в мастерской А.Н. Либерова, уже в середине 1960-х становится членом Союза художников России. Судя по работам Сапожникова, он на протяжении всей жизни ощущал неотвратимое влечение к прекрасному в природе. И по манере, и по мироощущению он принадлежит русской школе пейзажного письма, традиции, отсылающей к отечественному искусству XIX века, и не только к живописи, но и к литературе – поэзии.
Алексей Борисович Сапожников сформировался как художник к середине 1960-х годов. По интонации его ранние работы вполне сопоставимы с творчеством поэтов-шестидесятников. Размашистым, широким, откровенным мазком он описывает окружающую действительность, подобно тому, как у поэтов его поколения энтузиазм и эмоция побеждают строгость метра и ритма.
Но уже ко второй половине 1960-х в творчестве Сапожникова частное и интимное выходят на первый план, в этом смысле его творчество близко к «тихой лирике» поэтов Н. Рубцова, В. Казанцева. Но это еще чисто эмоциональный пейзаж, в нем всё – настроение, радости и печали, надежды и сомнения, принимающие форму и цвет то излучины реки, то выгнутой ветки березы.
В начале 1970-х годов настроение пейзажей Сапожникова меняется. Оно приобретает форму глубокой задумчивости, здесь открывается измерение духа, которое художник навсегда связывает с образами природы. Здесь он вновь близок к поэтическим исканиям «тихих лириков», которые открывают для себя в этот период сотворенность мира и присутствие в нем превышающих человеческое понимание сил.
К концу жизни (например, в лунной серии) Алексей Сапожников подходит очень близко к тому, что искусствовед В.Ф. Чирков назвал «универсальным пейзажем». Здесь внутреннее и внешнее, человек и природа, поэтический строй выражения и внутреннее содержание срастаются настолько, что разделить их оказывается практически невозможно.
Сапожников – художник приватного пейзажа, способный выражать общее через частное (эмоцию, аффект, настроение). Он пишет близкое, и это то близкое, которое может вместе с ним разделять и беречь зритель. В лучших своих произведениях он доходит до высокого уровня эмоциональных и духовных обобщений, где снимается различие между звонкой радостью и тихой печалью, полетом быстрых впечатлений и глубокой задумчивостью. В этом смысле Алексей Сапожников, безусловно, принадлежит к русской = поэтической традиции пейзажа.
Выставка работает с 29 июня по 11 сентября 2022 г. по адресу: г. Омск, ул. Музейная, 4.