Государственный музей-заповедник "Петергоф" сообщает об открытии Большого китайского кабинета в Китайском дворце в парке Ораниенбаум. Реставрация дворца осуществляется при поддержке ПАО "Газпром". В этом году посетители смогут увидеть 13 из 17 залов, в числе которых вся парадная анфилада дворца.
В летний сезон 2022 года дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума порадует жителей и гостей нашего города открытием после реставрации еще одного интерьера Китайского дворца. После завершения консервационно-реставрационных работ свои двери перед посетителями откроет последний зал парадной анфилады - Большой китайский кабинет.
Большой китайский кабинет, или Китайская галерея, как его называли в 18 веке, принадлежит к одному из самых эффектных интерьеров дворца. Особенностью декоративного убранства, выполненного в стиле "шинуазри", являются наборные деревянные панно на стенах. Они иллюстрируют галантные сценки из жизни китайцев на фоне пейзажа. Эти композиции созданы в технике маркетри (мозаики из разных пород дерева) с инкрустацией пластинками моржовой кости русскими мастерами во главе с Иосифом Шталмеером, возможно, по рисункам Серафино Бароцци, который выполнил живописную отделку падуг потолка. Завершает декоративное убранство потолка плафон "Союз Европы и Азии" работы итальянского художника Якопо Гуарана.
В начале 19 века художественная отделка зала претерпела незначительные изменения. На деревянных стенных панно в углах и откосах появилась роспись, имитирующая китайский золотистый шёлк. В 1851 году художником П. Титовым была осуществлена переделка оформления падуг потолка. Однако основные композиционные элементы - изображения Богдыхана (так в русских летописях именовали китайского императора) и его супруги были сохранены и, вероятно, просто подправлены. Консервационно-реставрационные работы по живописи проводились художниками-реставраторами Петербургской реставрационной компании Н.А. Михайловым, В.В. Осиповым, Г.В. Ивановой. Отдельного упоминания заслуживает сложнейшая реставрация наборных деревянных панно, проделанная реставраторами А.В. Буториным и Д.М. Егоровым.
Пол кабинета, набранный из ценных пород дерева, сочетает в себе восточную орнаментику с элементами европейского рококо. Выполненный по рисунку А. Ринальди в 1773 г. группой русских столяров под руководством И. Петерсена, он является одним из лучших образцов паркета в Китайском дворце. Работы по художественному паркету исполнялись реставраторами под руководством А.П. Волкодава.
Еще одним важным событием для Китайского дворца в этом сезоне станет возвращение в Большой китайский кабинет бильярда работы английского мастера Р. Кларка. Приобретенный великим князем Петром Федоровичем в 1748 году, раритетный "аглицкой билиарт" был установлен здесь в царствование императрицы Екатерины II.
Китайский дворец, являющийся объектом ГМЗ "Петергоф", расположен в Ораниенбауме (г. Ломоносов) в глубине Верхнего парка и является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственная дача" императрицы Екатерины II. Определение "собственный" в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Построенная в Ораниенбауме "Собственная дача" с Китайским дворцом и прилегающей к нему территорией, стала первой резиденцией Екатерины II.
История Китайского дворца начинается одновременно со становлением Екатерины II как императрицы: ещё будучи великой княгиней, она задумывает построить в Ораниенбауме свою Собственную дачу с увеселительным садом и катальными горами. Став императрицей, она уже "сентября 3 дня 1762 года" (то есть, спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи, архитектором которой в 1762-1768 годах был назначен Антонио Ринальди.
Свое название дворец получил благодаря отделке интерьеров в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке. Избежав разрушений в годы Великой Отечественной войны, дворец противостоит беспощадному течению времени: вот уже на протяжении нескольких лет здесь ведется комплекс работ по консервации и реставрации.
Плановый срок окончания всех реставрационных работ - 2024 год.
Пресс-тур для СМИ в честь открытия Большого китайского кабинета состоится 26 мая в 12.00.
Режим работы музея:
С 28 мая по 25 сентября 2022 года музей открыт ежедневно с 10:30 до 18:00, кроме понедельника (выходной) и последнего вторника месяца (санитарный день).
Вход в музей и работа касс - c 10:30 до 17:00.
Сеансы для индивидуальных посетителей: 12:00-14:00, 16:00-16:45.
Музей прекращает работу во время дождя и при повышенной влажности.