11 марта в Государственном музее истории религии открылась выставка, приглашающая к погружению в миф, эпос и сказку, как особые формы устного творчества и древние способы трансляции общечеловеческого опыта. На выставке представлены произведения живописи, станковой и книжной графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства – всего более 120 экспонатов, часть которых происходит из собрания музея, а часть была любезно предоставлена для экспонирования авторами или частными владельцами. Это один из самых масштабных выставочных проектов последнего времени, разместившийся одновременно в двух выставочных пространствах.
Первый раздел посвящен культурному герою – ключевой фигуре мифа, эпоса или сказки, который отличается способностью преобразовывать существующий порядок: создавать или добывать различные предметы (Прометей – огонь, полезные растения – Геракл), обучать людей охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, учреждать социальную организацию, устанавливать брачные правила, запреты и праздники. В скандинавских мифах такой фигурой является Фрейя, научившая людей колдовству. В финском эпосе «Калевала» – выковавший небесный свод кузнец Ильмаринен и раскрывающий людям секреты мироздания мудрец и рунопевец Вяйнямёйнен. Также культурный герой может выступать в образе героя-богатыря, побеждающего силы хаоса, воплощённые в чудовищах или врагах-иноплеменниках (греческие Персей, Тесей и особенно Геракл). Русские богатыри, борющиеся с темными силами и спасающие родную землю от чудовищ, являются отечественными образцами культурных героев-избавителей. Добывающий волшебный предмет или побеждающий врагов культурный герой – главный персонаж героического эпоса и волшебной сказки.
Дополняют раздел экспонаты, посвященные фигуре сказителя – хранителя устного предания. До возникновения письменности именно сказители являлись носителями культурной памяти и воспринимались слушателями как посредники между людьми и высшими силами.
Культурные герои становились персонажами не только народных произведений, но и авторских и сатирических сказок. Самым известным западноевропейским сатирическим сборником является «Роман о лисе». В России всплеск сатирических сказок относится к XVII в. Именно в это время появляется знаменитая «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», пародирующая судебные тяжбы того времени и их язык, «Сказание о куре и лисице», «Похороны козла».
Второй раздел выставки представляет путешествие культурного героя по «Царству мертвых» и его последующее возрождение. Трудно найти такого сказочного или мифологического героя, который не повстречал бы на своем пути стража, отделяющего мир живых от мира усопших. В античной мифологии это бог Гермес и перевозчик Харон, в русской народной сказке – хозяйка избушки на курьих ножках – Баба-Яга. Странствие по «Царству мертвых» уподоблялось инициации, после успешного прохождения которой, герой обретал новую социальную роль.
Государственный музей истории религии сердечно благодарит М.И. Воробьева, Б.П. Забирохина, Ю.К. Люкшина за любезно предоставленные экспонаты для выставки.