В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «ГОНЧАРЫ РОССИИ»
В границах ремесленных центров гончарство и глиняная игрушка неотделимы друг от друга. Изготовление игрушки и посуды, их роспись чаще всего распределялись между членами одной семьи, игрушкой заполнялось свободное место в горне между гончарными изделиями. Скульптурки привлекали на ярмарках внимание к гончарному товару своими большими размерами либо пестрой раскраской, простые наигрыши на свистульке создавали неповторимую атмосферу праздника.
История и развитие народного гончарства и декоративной скульптуры неоднозначны, абашевскому, добровскому, карачунскому, кожлянскому, петровскому, романовскому, старооскольскому, федоровскому, филимоновскому и хлудневскому ремесленным центрам приходилось переживать и периоды интереса со стороны исследователей, коллекционеров и журналистов, и периоды спада, забвения и даже угасания промысла.
В 1950-1980 годах в нашей стране началось время активного движения по реставрации традиционного народного искусства. Люди, неравнодушные к культурному наследию крестьянского искусства, выезжали в деревни в поисках высоких образцов народного декоративного творчества. Дело в том, что к середине XX века, в силу разных причин (социальных, экономических или политических) производство гончарной посуды и глиняной игрушки к во многих центрах прервалось.
Редкие потомственные мастера продолжали семейное дело. Только благодаря невероятному энтузиазму искусствоведов, коллекционеров и неравнодушных журналистов удалось убедить вернуться к работе последних носителей традиции, мастеров, с детства усвоивших навыки ремесла, руки которых помнили тепло глины, характерные приемы лепки и росписи игрушек и посудных форм, традиционные образы регионального искусства. Игрушку и гончарные изделия снова можно было увидеть, но уже не на ярмарках, а на выставках и в художественных салонах.
Наступивший кризис 1990-х годов, казалось, унес с последними крестьянскими мастерами и все, что осталось от промыслов. Но желанием сохранить и возродить уходящее ремесло загорелись жители города, профессиональные и непрофессиональные художники. Они приезжали к последним мастерам и обучались у них, читали книги, изучали архивные съемки, анализировали частные и музейные коллекции, буквально копали землю в поисках черепков, посуды и игрушки. Также они активно привлекали интернет- ресурсы, выкладывая в общий доступ свои материалы, что привело к широкому общению, обмену опытом. Сегодня они участвуют в выставках, конкурсах, ярмарках, устраивают мастер-классы и мастер-шоу, пишут статьи, снимают видео. Ими движет желание изучить традиционное искусство, сохранить и рассказать о нем. Сделанная ими игрушка предназначена для широкого потребителя, представленная на ярмарках и туристических местах, она начинает приобретать мемориальную функции локального сувенира.
Многие мастера-энтузиасты, пришедшие в промысел будучи взрослыми людьми, перешли работать в сферу дополнительного образования, они вписали художественные ремесла в программы коррекционной педагогики. Впервые создание игрушки приобрело дополнительные педагогические функции, выделилось положительное влияние лепки из глины на психику ребенка, на связь мелкой моторики и мышления, ее компенсирующие свойства. Через занятия народной игрушкой детей знакомят с историей родного края, проводят с ними археологические раскопки, этнографические экспедиции. Некоторые ученики становятся впоследствии верными соратниками своих учителей, наравне с ними они изучают традиции, осваивают новые сюжеты и ведут серьезную исследовательскую и практическую работу.
Таким образом, некоторые ремесленные центры продолжают существовать и сегодня, но существенно изменились сами мастера, как и современная эпоха, постиндустриальная, информационная. На примере представленных промыслов представляется возможным наблюдать процесс смены поколений мастеров. Выставка не претендует на полноту охвата всего феномена народной игрушки и гончарства, но призвана познакомить с промыслами широкий круг посетителей и предлагает ответить на вопрос: что представляют собой эти промыслы сегодня и какова динамика их развития?
Выставка «Гончарных дел мастер» охватывает русское гончарное искусство и народную игрушку второй половины ХХ начала ХХI веков. Зрителю представлены около 1000 произведений трех поколений мастеров из десяти ремесленных центров.
22 декабря 2021 – 12 января 2022 г.