В Спас-Клепиковском отделе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина открылась выставка «О России и революции», которая рассказывает о творчестве великого поэта в 1917-1918 годах.
В экспозиции представлены рукописи произведений Сергея Есенина, сборники его стихотворений и поэм, а также живописные работы, отражающие тему революции в произведениях лирика.
В автобиографической заметке «О себе» С.А. Есенин писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Годом ранее о событиях в стране он отозвался так: «Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно». В дальнейшем написанные произведения неоднократно отражали непростое отношение поэта к мятежному времени. Вдохновенное начало, нашедшее описание в поэме «Пугачев»:
Я говорю, что скоро грозный крик,
Который избы словно жаб влакал,
Сильней громов раскатится над нами.
Уже мятеж вздымает паруса!
Нам нужен тот, кто б первый бросил камень.
И разочарование, сформулированное в окончательном варианте поэмы «Страна негодяев»:
Пустая забава.
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен…
Однако в 1917 году Сергей Есенин встретил революцию вдохновенно. Его друг В.С. Чернявский вспоминал: «В эти месяцы были написаны одна за другой все его богоборческие и космические поэмы о революции. <… > Он был весь во власти образов своей «есенинской Библии». <… > «Пророк Есенин Сергей» с самой смелой органичностью переходил в его личное „я”».
«Есенинская Библия» состояла из десяти маленьких поэм, в которых поэт воспевал творение нового мира: «Певущий зов»(1917), «Отчарь» (1917), «Октоих» (1917), «Пришествие» (1917), «Преображение» (1917), «Иорданская голубица» (1918), «Инония» (1918), «Небесный барабанщик» (1918), «Пантократор» (1919), «Кобыльи корабли» (1919). Своеобразным прологом к этому циклу стало стихотворение «Товарищ» (март, 1917).
Одна из лучших поэм цикла – «Инония», которую поэт и критик В. Ходасевич назвал «лебединой песней Есенина как поэта революции». В произведении воплощена мечта крестьянского сына о преображенной революцией иной стране. Основанные на христианской и языческой символике, сложные по строению своих метафор, «библейские» поэмы Есенина вызывали немало споров.
Последней поэмой, повествующей о революции, стала «Анна Снегина», в которой лирик стремился передать отношение к событиям 1917-1918 годов разных слоев общества.