С 11 по 23 октября 2021 года в Галерее живописного искусства Московского Союза художников состоится юбилейная выставка Заслуженного художника России Виктора Саввича Куколя, чьи картины находятся в коллекциях тридцати российских музеев, включая Третьяковскую Галерею.
Яркий представитель «шестидесятников», «дитя войны», художник с уникально острым чувством цвета и колорита. Он представляет уходящую, но грандиозную эпоху – рассвет традиционной живописи, как культурно-массового вида искусства, понятного и желаемого быть увиденным многими, от работников села до высшего партийного руководства советской страны.
Виктор Саввич боготворит натуру и возносит на пьедестал его величество цвет, как предмет для изучения, который по силе эмоционального воздействия он сравнивает с музыкой. С одним лишь отличием: глаза, а не уши реагируют на живописно-пластические импровизации, завораживая зрителя, заставляя разглядывать и почти прислушиваться к тому, как гармонично «поют» в своем многообразии цвета и валёры динамичной, воздушной живописи художника.
Не лишая предмет формы, и не добавляя декоративных элементов, Виктор Куколь ищет общее пластическое решение увиденного в натуре, при этом выстраивая картину так, что при многообразии присущего ему природного чувства цвета, он как истинный колорист никогда не забывает о тоне. Таким образом, искусно решая наисложнейшую живописную задачу – цвета в тоне, что, определенно, «не по зубам» многим современным художникам.
«Индустрия» – большой, знаковый период в творчестве художника, когда он, будучи еще студентом училища памяти 1905 года, впервые, в 60-х годах случайно попал на Южный Урал, а потом и в Магнитогорск, на легендарную Магнитку. Увиденное поразило его монументальностью и мощью форм, суровая красота и романтика индустриальных пейзажей и жизни простого человека в них, на долгие годы определило дальнейшее становление и развитие Виктора Куколя как художника. Очевидно, он не решает идеологические вопросы в своих индустриальных произведениях, но наслаждается прекрасными, гигантскими ансамблями заводов и фабрик, их внутренним содержанием, наполненным сложнейшими ритмами, пластикой и брутально-сдержанным, но невероятно богатым цветом. Художник романтизирует каждодневные будни советского рабочего, где, даже среди металла и камня, обязательно есть место маленькому зеленому кустику, проросшему где-то за забором или кусочку голубого неба, на фоне которого поднимаются розово-фиолетовые дымы домен. Виктор Куколь любуется и притягивает внимание к пластике больших, технически сложных заводских форм, награждая их свойствами почти живого организма. Это чувствуется даже в романтических названиях картин, как например «Заводское кружево» или «Лето на заводе», «Завод и город».
Не ограничивая себя одним жанром, художник Куколь, с любопытством и свойственной ему любовью ко всему живому пишет портретные образы людей в естественной среде. Не загружая фона лишними деталями, он изображает самую суть человека, будто случайно встретившего глаза художника – «Старушка» (х. м. 1964 г.), «Портрет матери» (х. м. 1964 г.), «Портрет художника К. Мордовина» (х. м. 1985 г.).
С такой же преданной любовью, Виктор Саввич решает живописно-образные задачи и в жанре натюрморта. Пишет симпатичные ему предметы быта, игрушки, цветы, сочные фрукты и ягоды в своей индивидуальной, живописно-раскрепощенной манере, невольно отсылающей нас к натюрмортам П.П. Кончаловского и творческим работам Бубнововалетцев, чье искусство естественным образом повлияло на умы и сердца молодых художников 60-70-х годов прошлого столетия.
Галерея живописного искусства МСХ на 1-й Тверской-Ямской 20 приглашает увидеть и оценить редкое профессиональное искусство автора, посетив персональную выставку Виктора Куколя. Это истинно художественное событие в Москве, которое должно быть номером один в списке мероприятий у насмотренного, профессионального зрителя и коллекционера.
/Юлия Жукова/