С 21 сентября по 7 декабря 2021 в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского открыта выставка из его фондов и Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина.
«… живя вдвоём с природой, делаешься, как ребёнок, восприимчив к самым простым, безыскусственным радостям, причиняемым ею» /П. Чайковский/
Пётр Чайковский — не только всемирно известный композитор, но и человек с широким кругом интересов: от истории и философии до зоологии, ботаники, астрономии, естествознания. Например, будучи совсем короткое время в Баку (только сутки!) композитор ездил в Балханы увидеть, как добывают нефть. В марте 1879 года, возвращаясь из Парижа в Россию, Чайковский задержался в Берлине. Там он посещал концерты, музеи, театры, а также старейший в Европе зоопарк, в котором был особенно впечатлен кормлением крокодилов и удавов.
Живой интерес Чайковский проявлял и к насекомым. Так, свою маму Александру Андреевну будущий композитор в детстве называл «бабочкой». Однажды он писал ей: «Если вас Папаша оставил в Алапаеве вам скучно так надо вас повеселить бабочка моя, которая любит своего Петрушку или Попку который вас обожает и который с жадностью ждет той минуты, чтобы поцеловать вашу прекрасную ручку».
В 1869 году П. Чайковский начал сочинять фантастическую оперу «Мандрагора». Сюжет был предложен и разработан Сергеем Рачинским – известным ученым-дарвинистом, профессором кафедры ботаники Московского университета, позднее крупнейшим деятелем народного образования.
Полный сценарий и либретто оперы «Мандрагора» не сохранились, а сюжет Рачинский изложил по памяти после смерти композитора в письме к его брату Модесту Чайковскому:
«Рыцарь влюблен в прелестную даму, которая отвергает его любовь. Праздник в замке. Менестрель поет балладу о всесильной Мандрагоре. Рыцарь отправляется в таинственный лес добывать Мандрагору. Ночь. Инкантация. Расцветает Мандрагора. Рыцарь вырывает ее с корнем — это оказывается заколдованной красавицей, которая, конечно, тотчас в него влюбляется, и в виде пажа привязывается к его стопам. Однако волшебство действует, так как в возлюбленной рыцаря сперва пробуждается ревность, потом любовь. Финал – обратное превращение несчастной Мандрагоры в цветок и свадьба».
Для оперы Чайковский написал лишь один номер «Хор цветов и насекомых», в котором участвуют смешанный и детский хоры. Однако работа над оперой была прервана по совету известного критика и друга композитора Кашкина, который вспоминал: «[…] он сыграл вновь написанное сочинение «Хор насекомых», очень мне понравившееся. Петр Ильич сообщил, что пишет оперу и этот хор будет одним из ее номеров, а потом показал мне даже самый сценарий. Прочитав «Мандрагору», я нашел, что в ней много поэтичного, но, в общем, сюжет показался мне гораздо более подходящим для балета, нежели для оперы. Петр Ильич стал оспаривать мое мнение, а я с жаром защищал его, пустился в детали и указал ему возможность комичности некоторых положений. Спор продолжался довольно долго. Вдруг я заметил, что лицо Петра Ильича изменилось, и он почти со слезами сказал мне, что я своего добился, оперы на этот сюжет он писать не может, но так огорчен этим, что на будущее время никогда не будет мне сообщать своих намерений и ничто не покажет».
Тема насекомых неоднократно появляется в письмах Чайковского, в частности, к меценатке Надежде фон Мекк – он пишет о нашествии жуков на свекловичные поля в имении Вербовка, нападении мошек, своих наблюдениях о борьбе между муравьями и улиткой. Однажды, композитор уморил одну из ос табачным дымом и отправил Надежде Филаретовне. А в одном из писем 1884 года Петр Ильич сообщает, что читает книгу «Муравьи, пчелы и осы. Наблюдения над нравами общежительных перепончатокрылых» выдающегося британского дарвиниста сэра Джона Лёббока. В письме к Н. фон Мекк композитор рекомендует книгу к прочтению и подчеркивает, что изучает ее «с увлечением». Само издание сохранилось в личной библиотеке Чайковского с большим количеством очень выразительных его помет-ремарок.
Эти небольшие, но любопытные факты из жизни Петра Чайковского позволяют увидеть еще одну грань его личности.
Музей выражает благодарность Государственному историко-литературному музею-заповеднику А.С. Пушкина и лично директору Александру Михайловичу Рязанову за предоставленную коллекцию бабочек и насекомых.