5 августа в Хлебном доме музея-заповедника "Царицыно" открывается для посетителей выставка графики XVIII века. В экспозиции - более 70 графических листов, некоторые из которых до этого момента ни разу не экспонировались в музеях.
Выставка подготовлена музеем-заповедником "Царицыно" совместно с Клубом коллекционеров графики, основанным год назад известным московским собирателем искусства и куратором Сергеем Подстаницким: "Клуб начался с сообщества в фейсбуке, созданного во время первого локдауна. Однако несмотря на сложное время мы организовали и провели выставки, посвященные графическим портретам и архитектурным наброскам. Экспозиция в "Царицыне" уже четвертая по счету, она рассказывает о самом изысканном разделе графического искусства - листах XVIII века".
По мнению куратора, графика эпохи Просвещения сильно отличается от графики других исторических периодов. Изящество, легкость, высокий уровень мастерства, ставший ответом на растущий спрос в обществе, вольный выбор героев и тем - все это характеризует даже не столько саму графику, сколько XVIII век в целом. При этом коллекционируют графические произведения этого периода очень немногие. "Куда проще собирать графику XX века, к примеру, - объясняет Сергей Подстаницкий. - Вы покупаете лист начала 1920-х годов, храните его, год от года он дорожает, становится ценнее, а вы - богаче". С рисунками Франсуа Буше или Томаса Лоуренса, великих художников XVIII века, дела обстоят иначе. Они стоят тысячи долларов сегодня и будут стоит столько же через пятьдесят и через сто лет. "Коллекционировать графику трехсотлетней давности можно только по любви", - резюмирует Сергей Подстаницкий.
Графическое искусство XVIII века собирали многие известные люди в России и мире. Из представленных на выставке экспонатов можно будет увидеть листы, происходящие из коллекций русских художников Константина Сомова, Павла Радимова и Николая Соболева, генерал-майора русской императорской армии Николая Саблукова (автора знаменитых "Записок" о времени правления Павла I), князя Николая Орлова (чрезвычайного посланника и полномочного министра при Бельгийском дворце во времена правления царя Николая I), династии графов Шереметевых, а также Барбары Пясецкой-Джонсон (вдовы миллиардера Джона Сьюарда Джонсона - наследника корпорации Johnson&Johnson) и Королевской академии художеств в Кенинсберге, упраздненной в 1945 году после присоединения Восточной Пруссии к СССР (коллекция академии оказалась рассредоточена по всему по миру, и последние десятилетия медленно оседает в частных собраниях).
Три карандашных рисунка конца 1790-х годов английского художника Томаса Лоуренса, вошедшего в историю в роли главного портретиста эпохи Регентства, ранее хранившиеся у Николая Саблукова, сегодня находятся в собрании коллекционеров Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева. Набросок женской фигуры, выполненный углем французским живописцем и гравером Франсуа Буше в середине XVIII века, до середины прошлого столетия был в коллекции Павла Радимова, а теперь - в собрании коллекционера Виктора Горбика. "Две коленопреклоненные фигуры" 1750-х годов великого венецианца Джованни Баттиста Тьеполо некогда были в коллекции князя Николая Орлова, а несколько лет назад перешли в собрание основательницы фонда InArtibus и издательницы газеты The Art Newspaper Инны Баженовой. "Торговец клюквой" французского портретиста Жана Луи де Велли, большую часть своей творческой карьеры проработавшего в России на службе у Екатерины II, хранился в Королевской академии художеств в Кенинсберге, а теперь - в собрании Сергея и Татьяны Подстаницких.
Всего в работе выставки участвуют 11 российских коллекционеров, некоторые из которых впервые предоставили для экспонирования графические произведения из своих личных собраний. Хрупкие, требовательные в хранении, дожившие до наших дней лишь благодаря заботе нескольких поколений коллекционеров графические листы - выполненные карандашом, акварелью и особо популярной в XVIII веке пастелью - будут выставлены в залах Хлебного дома. "Выставки из частных собраний становятся все популярнее в последнее время, - считает генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - Наш музей давно и плодотворно сотрудничает с современными коллекционерами, отдавая должное их самоотверженному труду и любви к искусству. Мы охотно предоставляем им выставочные залы и каждый раз с большим интересом ждем новых оригинальных проектов".
Выставка открыта с 5 августа по 17 октября 2021 года