6 июля 2021 года в Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации открывается выставка «Император Николай I – основатель железных дорог России», приуроченная к 225-летию со дня рождения императора, правившего в России с 1825 по 1855 гг.
В памяти современников и потомков он навсегда останется императором-инженером, при котором в нашей стране произошло множество технических преобразований, заметно улучшивших жизнь людей и способствующих дальнейшему развитию технического прогресса.
В царствование императора Николая I в 1828 г. был учреждён Практический технологический институт в Санкт-Петербурге. В 1833 г. - положено начало созданию сети шоссейных дорог с твёрдым покрытием и в Главное управление путей сообщения были переданы дела по строительству гражданских общественных зданий и памятников. В 1834 г. - введено в эксплуатацию Санкт-Петербурго-Московское шоссе и первая в России линия оптического и электромагнитного телеграфа от Санкт-Петербурга до Кронштадта.
Но главными событиями в транспортной отрасли стало строительство железных дорог - Царскосельской, Варшаво-Венской, Санкт-Петербурго-Московской, Санкт-Петербурго-Варшавской.
30 октября 1837 г. состоялось открытие первой железной дороги общего пользования в России - Царскосельской железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села. На выставке представлены подлинные предметы из фондов музея - теодолит Брюнера (1836), латунные билеты для проезда по железной дороге (1837), Журналы общего собрания акционеров общества Царскосельской железной дороги (1839-1847), сборник рукописных приказов по эксплуатации дороги (1855-1857).
1 февраля 1842 г. император Николай I подписал указ о сооружении железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. В одной из витрин посетители могут увидеть уникальные документы - подлинные отчёты о путешествиях инженеров путей сообщения П.П. Мельникова и С.В. Кербедза "в заграничную командировку в Европу в 1838-1839 гг. для ознакомления о состоянии железнодорожного дела". Также на выставке впервые представлены отреставрированные модели поворотной платформы для разворота паровоза (1850) и пассажирской платформы, установленной на рельсовые подпорки на станции Чудово (1851).
В соответствии с императорским указом от 23 ноября 1851 г. началось строительство Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги, ставшей впоследствии связующей нитью между Россией и Европой. На юбилейной выставке в Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации впервые будут представлены фотографии подвижного состава европейского производства 1860-х гг., а также удивительный макет Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге 1950-х гг.
В фондах музея сохранился уникальный стрелочный двухциферблатный телеграфный аппарат Б.С. Якоби 1843 г., который использовался для связи между кабинетом Николая I в Зимнем дворце и кабинетом главноуправляющего путями сообщения и публичных зданий графа П.А. Клейнмихеля (набережная реки Фонтанки, д. 115).
Юбилейная выставка "Император Николай I - основатель железных дорог России" является во многом знаковым событием в жизни музея, ведь в 1902 г. по проекту архитектора П.С. Купинского и при деятельном участии министра путей сообщения М.И. Хилкова в Санкт-Петербурге на Садовой улице было построено здание для Музея ведомства путей сообщения имени Императора Николая I, являющееся живым памятником великому императору-инженеру.