Государственная Третьяковская галерея представляет выставку "Илья Репин: известный и неизвестный"
Выставка открыта с 30 марта 2021 по март 2022
Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 29–30
Состав выставки: более 30 произведений живописи и графики
Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского, частные коллекции
Кураторская группа: Татьяна Юденкова, Светлана Капырина, Нина Маркова
Ретроспективная выставка Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), проходившая в 2019 году в Третьяковской галерее на Крымском Валу и ставшая крупнейшим проектом по объему подготовленной исследовательской работы, масштабу межмузейного сотрудничества и диапазону представленного материала, в 2021-2022 годах будет иметь продолжение в стенах европейских музеев. Третьяковская галерея предоставляет Финской национальной галерее (Художественному музею Атенеум) в Хельсинки и Пти Пале в Париже большое количество живописных и графических произведений Репина, в том числе практически все шедевры из постоянной экспозиции. Выбор столицы Финляндии для проведения выставки художника объясняется биографией мастера. Репин прожил в Финляндии, в Куоккале (ныне Репино) более 30 лет. В усадьбе Пенаты он провел последние годы своей жизни, там художник умер и похоронен.
30 марта 2021 года в освободившихся "репинских" залах постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке откроется выставка "Илья Репин: известный и неизвестный", на которой посетителям представится возможность впервые увидеть картины художника, ранее не показывавшиеся широкой публике. К части "известного" Репина относятся живопись и графика "классического" периода творчества художника, не единожды экспонировавшиеся в музеях. К части "неизвестного" - произведения, не участвовавшие в прошедшей в 2019 году выставке Репина на Крымском Валу. Живописные и графические работы, относящиеся к малоизвестному пенатскому (1903-1930) периоду творчества мастера, впервые экспонируются в залах Третьяковской галереи.
Камерная выставка объединяет более 30 произведений разных лет - живописные и графические портреты "классического Репина" из фондов Галереи, покоряющие масштабом и пластической мощью; женские портреты из частных собраний, отличающиеся ярким цветовым решением, композиционной смелостью и эффектностью. Большого внимания заслуживает евангельская композиция "Неверие Фомы" (1921-1922, частное собрание), отсылающая к серии монументальных полотен позднего периода творчества Репина.
Особое место в экспозиции занимает раздел, посвященный знаменитому историческому полотну "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885, Государственная Третьяковская галерея), с мая 2018 года находящемуся на реставрации после вандального нападения на картину. Позднейший вариант композиции "Сыноубийца" (1909) из Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, живописные этюды, эскиз, подготовительные работы, а также мультимедийная программа раскрывают историю создания картины. Впервые публике представлена хроника современного процесса технико-технологических исследований и реставрации полотна.
Илья Репин занимает одно из самых почетных мест в истории русского искусства, а его произведения - в коллекции Третьяковской галереи. Ведущий мастер эпохи, своим творчеством он во многом определил пути развития отечественной живописи. Имя Репина тесно связано с представлениями о русском реализме и передвижничестве, его работы продолжают оставаться своеобразным мерилом достижений русского искусства XIX века.
Репин прожил долгую и благополучную творческую жизнь несмотря на то, что в истории страны этот период отмечен серьезными катаклизмами. Молодость художника выпала на период исторических реформ 1860-х годов. На его зрелость пришлись войны и революции, он пережил большинство друзей, товарищейхудожников и скончался в 1930-м на 87-м году жизни в своей усадьбе Пенаты. Никуда не выезжая из России, в 1918 году Репин стал жителем другой страны - Финляндии. Находясь в невольной эмиграции, художник чувствовал себя русским, интересовался жизнью большевистской России, остро переживая происходящее. Он был современником не только Перова, Саврасова, Верещагина, но и Малевича, Бурлюка, Матисса, Пикассо, не только Достоевского, Тургенева, Толстого, но и Бунина, Маяковского, Горького.
Свободная, экспрессивная, темпераментная живопись последних десятилетий жизни мастера свидетельствует о его неустанных поисках новых пластических решений, которыми была отмечена первая треть ХХ века. Репин не желал останавливаться на достигнутых успехах, в то время как, по общему мнению, его позднее творчество вступало в противоречие с представлениями о художнике-передвижнике и вызывало непонимание и дискуссии среди современников: единомышленников, поклонников таланта, любителей искусства и коллекционеров.
В течение жизни Репин выступал в роли не только художника, но и общественного деятеля, педагога. Живописца интересовали все виды искусства. Он с энтузиазмом работал как иллюстратор произведений Толстого, Лескова, Андреева и других авторов. Огромно графическое наследие Репина. В 1890-1900-е годы появились его большие портреты, выполненные углем на холсте, предвосхитившие новации искусства рубежа XIX-ХХ веков. Художник пробовал свои силы и в скульптуре. На выставке также представлен бронзовый бюст Николая Пирогова работы Репина, подаренный Савве Мамонтову.
Таким образом, выставка "Илья Репин: известный и неизвестный" проливает свет на малознакомые произведения мастера, расширяя представление посетителей о многогранности художественного таланта великого русского художника.