Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
19 марта - 18 апреля
Василий Калужнин. Жил-был на Литейном художник
Живопись, графика, документальные материалы из частных коллекций и собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
"Чёртушка-Батюшка! Ну что же ты не пишешь?" - эта надпись на одном из автопортретов Василия Калужнина сделана его рукой. Слова, обращенные к самому себе, звучат как символ веры. Живопись и была его единственным богом, а храмом этого божества стала комната в коммунальной квартире на Литейном проспекте, переполненная картинами.
К тому, что известно о художнике Калужнине (1890-1967), больше всего подходит слово "чудо". Чудом выживший в блокаду и уцелевший в годы репрессий, чудом сохранившееся творческое наследие. И главное - чудо живописи. Черное, угольное "кружево", рисунки сангиной, то густой, почти кирпичного цвета, то нежной, прозрачной. Блокадный город, перламутровый туман на Невском, пустота и величие. Послевоенные пейзажи Ленинграда и Мурманска, портреты, жанровые сцены, написанные свободно, без страха быть обвиненным в "формализме".
Творчество художника Калужнина представлено в музее поэта Анны Ахматовой неслучайно. Анна Ахматова и Василий Калужнин были соседями. И не столько топографически (большую часть жизни художник прожил на Литейном, 16, визави с Ахматовой), сколько в культурно-историческом пространстве. Их судьбы связаны какими-то невидимыми нитями, а жизнь проходила в непосредственной друг от друга близости. Они родились и умерли с разницей в год. Оба прожили долго, разделив со своим поколением во всей полноте судьбу ХХ столетия. Оба ощущали сопричастность мировой культуре, в пространстве которой так часто пересекались пути поэта и художника.
Фотография празднования 20-летия творческой деятельности Михаила Кузмина (1925) - единственный документ, сохранивший память о том, что Ахматова и Калужнин были знакомы. И еще темный, сделанный густым углем небольшой рисунок - профиль то ли Ахматовой, то ли Данте. Для художника поэт, живущий с ним на одной улице, через дорогу, был человеком одного масштаба с великим Данте Алигьери. Рисунок, вероятно, создан в 1920-е.
Выставка представляет лишь небольшую часть творческого наследия художника. Балет и театр, обнаженная натура, пейзажи, портреты: с 1920-х до 1960-х. Одна из важных тем - блокадный город и сюжет "Эвакуация эрмитажных картин", выполненный в разных вариантах и техниках - от цветного карандаша до живописи. В экспозицию также вошли редкие фотографии и документы из частных собраний.
Музей благодарит за помощь в подготовке выставки Михаила Анкудинова, Александра Ласкина, Леонида Франца, Музу Кадлец, Наталью Ергенс, Анастасию Лазареву, Алексея Пахомова.
ОТКРЫТИЕ 19 марта в 17:00