10 февраля 2021 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа (Зал № 244) начинает работу выставка «”Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму».
В классической мифологии Психея – прекрасная молодая девушка – воплощение человеческой души. Она часто изображалась в виде девушки с крыльями, летящей птицы или бабочки. Образ Психеи, пришедший из искусства Древней Греции и Древнего Рима, оказался очень востребован в художественной культуре. Представленные на выставке произведения объединены общей темой – воплощение мифологического и литературного образа Психеи на протяжении разных эпох. Наиболее ярко сюжет мифа, а главное развитие иконографии и символики образов Амура и Психеи, отражают их изображения на драгоценных резных камнях – камеях и инталиях, – которые составляют почти половину экспонатов выставки.
Экспозиция организована по тематическому и хронологическому принципам. Более 100 экспонатов, выставки объединены вокруг двух полюсов: с одной стороны – это новелла римского писателя II века Апулея об Амуре и Психее, с другой – «Душенька», «древняя повесть в стихах» Ипполита Фёдоровича Богдановича, созданная в конце XVIII века.
Мифологический сюжет не терял своей значимости на протяжении многих столетий. Обращаясь к античному мифу об Амуре и Психее, художники и скульпторы разных стран придавали его героям ту трактовку, которая была созвучна их времени и господствующему в искусстве стилю.
С историей развития образа в античном искусстве на выставке знакомят терракоты, резные камни, изделия из драгоценных металлов, иллюстрирующие представление древних греков и римлян о Психее.
В произведениях малых форм отношения бога любви и человеческой души могли передаваться на различных смысловых и художественных уровнях: здесь и актуальные для искусства эпохи жанровые сценки, и аллегорические изображения страданий, и символы-обереги, призванные помочь душе в ее посмертных путешествиях.
Наиболее известным произведением античного времени, представляющая юных возлюбленных – Амура и Психею, является скульптурная группа, хранящаяся сейчас в Капитолийских музеях в Риме. (II век). Именно она послужила источником вдохновения для многих творцов древности и Нового времени. На выставке представлены многочисленные воспроизведения «Капитолийской группы» – в первую очередь, на резных камнях, как античных, так и относящихся к более позднему времени, а также мелкая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с этим скульптурным типом.
Одновременно с поисками образов в искусстве, складывалась и литературная традиция, включавшая множество приключений и злоключений героев, в том числе и путешествие Психеи в царство мертвых. Эта история была впервые изложена римским писателем Апулеем в романе «Метаморфозы, или Золотой осел» (II век).
В культуре Нового времени адаптация сюжета в литературе и изобразительном искусстве происходила одновременно, причем, литература и искусство взаимно обогащали друг друга. В эпоху Ренессанса, наряду с другими сюжетами античной мифологии, возвращается в искусство. В это время появляются серии работ, позволяющие рассказать историю в развитии. Расширяется сюжетный репертуар, закрепляется иконография героев за счет активного использования атрибутов, позволяющих легко узнать Амура и его возлюбленную.
На новую высоту популярность сюжета подняли росписи Рафаэля и его учеников на лоджиях виллы Киджи в Риме (сейчас – вилла Фарнезина), исполненные в 1517–1518 годах. Эти работы, растиражированные в гравюрах, ввели историю Амура и Психеи сначала в живопись и прикладное искусство Италии, а позже – в искусство и других европейских стран. Примером этому могут служить итальянские камеи XVI века, а также тарелки из серии «Сцены из истории Психеи», выполненные лиможским мастером Пьером Реймоном.
История античного мифа с её сочетанием спиритуализма и эротики оказалась в целом близка мастерам эпохи маньеризма, и с XVI века сюжет стал одним из самых востребованных в живописи и прикладном искусстве. К середине XVII века относится выполненная фламандским мастером Лукасом Фейдхербе группа из слоновой кости, в которой раскрывается множество оттенков любовного чувства.
Символом «галантного века» стала небольшая скульптура «Грозящий Амур», выполненная Этьеном Морисом Фальконе в 1757 году в мраморе, а впоследствии повторенная автором в бисквите. Через несколько лет скульптор создает парную статуэтку девочки-Психеи, прячущей от Амура его лук. В этот период аллегорические сюжеты Амура и Психеи часто встречаются на небольших драгоценных произведениях декоративно-прикладного искусства, которые, как и в древности, могли служить «подарками со значением»: табакерках, перстнях, украшениях. Аллегория «любовь – время» перекочевала из живописи в прикладное искусство: теперь парными фигурками Амура и Психеи украшались часы.
Пик популярности сюжета приходится на XVIII – XIX века, когда античное наследие оказывало влияние на все сферы творчества. Антикомания, подкрепленная артефактами, поступавшими из археологических раскопок, привела к резкой смене художественного языка: основным предметом интереса художников становятся не только сюжеты греческих мифов, но и сама личность мифологического героя, помещенного в «античный» антураж.
В эпоху классицизма мастера как будто заново вдохнули в древнюю легенду новую жизнь: невозможно перечислить все интерпретации истории любви Амура и Психеи в произведениях художников и скульпторов этого времени. Одним из наиболее прославленных апологетов неоклассики был итальянский скульптор Антонио Канова, создавший на эту тему две группы – «Амур и Психея» (1800 – 1803) и «Поцелуй Амура и Психеи» (1794 – 1797). Первая из них показана на выставке и является ее художественно-смысловым центром, вторая представлена копией из бисквита, выполненной в России на рубеже XVIII – XIX столетий на Императорском фарфоровом заводе.
В русском искусстве эпохи классицизма образ Психеи получил воплощение в поэме Ипполита Фёдоровича Богдановича «Душенька» (1775), где античная канва причудливо сплетается с современными автору реалиями и мотивами русских сказок. «Древняя повесть в стихах», пересказанная Богдановичем, содержит в себе много намеков и отсылок к культурной и политической жизни России Екатерининского времени.
Цикл рисунков Фёдора Петровича Толстого, исполненный в 1820 – 1833 годах, стал высочайшим достижением искусства русского классицизма, обессмертившим русскую Психею-Душеньку. Художник выступил полноправным соавтором поэта, предложив через полвека после создания литературного произведения свое прочтение сюжета. Из 64 рисунков Ф.П. Толстого – иллюстраций к «Душеньке» Богдановича, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее – на выставке экспонируется 16, среди них и наиболее известная работа цикла – «Душенька любуется собой в зеркало».
Благодаря сотрудничеству Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи впервые удалось представить русскую интерпретацию мифа об Амуре и Психее в сочетании с памятниками античного искусства и работами западноевропейских мастеров.
Выставка подготовлена Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа под руководством заведующей отделом, кандидата искусствоведения Анны Алексеевны Трофимовой.
Куратор выставки – Юлия Геннадьевна Семенова, научный сотрудник, главный хранитель Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.
К выставке подготовлен иллюстрированный научный каталог «“Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму» (СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2021. – 244 с. : ил.), авторы вступительных статей – научные сотрудники Государственного Эрмитажа Е.И. Арсентьева, С.В. Кокарева и Ю.Г. Семенова.
Выставка «”Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму» входит в оба маршрута – № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы) по Главному музейному комплексу.