Выставка о судьбах заключенных лагерей через лист гербария
Ко Дню памяти жертв политических репрессий Музей Норильска в своем основном здании представляет передвижную выставку Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева при участии Международного Мемориала. Многолетний, масштабный по своей географии и объему архивного материала исследовательский проект в Норильске представит его автор и куратор Надежда Пантюлина.
«Для нас принципиально важно было привезти и показать выставку в Норильске, история строительства которого началась в 1930-е годы с Норильлага. Ко Дню памяти жертв политических репрессий мы расширяем экспозиционную часть, посвященную истории Норильлага, и представляем норильской аудитории выставочный проект «Засушенному – верить» Биологического музея им. К.А. Тимирязева. Особое место в выставке занимает норильский материал. Гербарий, собранный в экспедиции научными сотрудниками Музея Норильска на склоне горы Шмидта, где более семи десятилетий назад существовал женский лагерный пункт «Нагорный» — говорит директор Музея Норильска Наталья Федянина.
Именно растения становятся главным свидетелем и рассказчиком трагичной истории, важным научным источником, архивным документом. На основе материала в экспозиции языком геоботаники представлены свидетельства перемещений людей и растений во времена ГУЛАГа. Норильские символы памяти расскажут посетителям историю женского отделения Норильлага. Сегодня на восточном склоне Шмидтихи о событиях 1930—50-х годов напоминают остатки лагерных строений, летом — густые заросли хвоща, вейника, иван-чая и ромашки. Живой след лагеря, зеленый ковер трав, удивительно точно повторяющий границы лагерных бараков. Ласточкиным гнездом назовет это место одна из заключенных, автор знаменитых мемуаров Евфросинья Керсновская. Карта, нарисованная Керсновской, архивные фотографии из фондов музея помогли сотрудникам восстановить картину тех дней.
В экспозиции свою историю также «рассказывают» гербарии Биологического музея имени К.А. Тимирязева, Московского университета имени М.В. Ломоносова, Главного ботанического сада имени Н.В. Цицина РАН, Ботанического института имени В.Л. Комарова РАН, Международного Мемориала, Пермского и Воронежского университетов, Красновишерского краеведческого музея и частного собрания ботаника и краеведа Марины Трифоновой. Гвоздики со взлетной полосы московского аэродрома, пять подвешенных вниз головой стеблей из сборов натуралиста, шпионившего за декабристами и Пушкиным, листы соловецких заключённых, а за ними живые человеческие истории.
«Самая яркая история получилась у Музея Норильска. Оказалось, что зеленое пятно трав повторяет контуры бывшего лагерного забора, и в этом нет ничего невероятного, потому что под его защитой от норильских ветров у трав была возможность укорениться. Но сейчас от лагеря остались развалины фундаментов, а зеленое пятно на горе видно с центральной площади города» — рассказывает в одном из интервью Надежда Пантюлина.
Эта выставка о памяти, хрупкости и неявных следах. Глаз проскальзывает мимо, пока мы не знаем, что это следы. Уходят люди, исчезают и травы-переселенцы, но остаются гербарные листы — документ, подтверждающий, что переселенцы — люди и травы — были. Сложный архивный материал и «голоса» растений нашли свое экспозиционное решение, драматургически выстроены благодаря осмыслению автора проекта Надежды Пантюлиной и сценографии театрального художника Петра Пастернака. Дополняют естественнонаучные свидетельства работы современных художников Андрея Кузькина и Ивана Щукина. Ученые выступили в роли переводчиков «языка» растений. Как результат — выставка-инсталляция, которая «погружает» зрителя в контекст от образа к образу по следам памяти.
Выставка «Засушенному — верить» задумана как путешествующая, чтобы с историями и их символами памяти познакомились не только в столице. В Норильске она будет доступна для внимательного просмотра и вдумчивого пересмотра более двух месяцев. На пресс-показе выставки для первых ее посетителей авторскую экскурсию проведет Надежда Пантюлина, старший научный сотрудник Биологического музея им. К.А. Тимирязева, автор и куратор проекта.
Сайт проекта: www.zasushennye.ru.
***
Справочно:
Выставка сделана на грант Благотворительного фонда Владимира Потанина. Получила диплом лучшего реализованного проекта конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2019 года и специальную номинацию жюри Фестиваля «Интермузей-2019» за особый подход к созданию выставок.
Авторы
Автор и куратор выставки Надежда Пантюлина, .
Свет Зиновия Бланка. Художник Мария Волохонская.
Дизайн афиши Ирины Дилоян. Типографика и вёрстка Виктории Кибе.
Звук Александра Шилова. Рисунки Кати Осиповой.
Участники
Гербарные листы и истории к ним готовили: Анна Беденко (Воронежский государственный университет); Лилия Луганская, Ольга Шадрина, Дмитрий Шебалков, Максим Зверев (Музей Норильска); Маша Трифонова (краеведческие московские истории); Наталья Решетникова (Главный ботанический сад РАН); Ирина Островская, Светлана Фадеева (Международный Мемориал); Дмитрий Гельтман, Андрей Сытин (Ботанический институт РАН, Санкт-Петербург); Алексей Серегин, Дмитрий Соколов, Владимир Филин, Сергей Баландин (Московский университет); Инна Есенова (Биологический музей имени К.А. Тимирязева); Елена Ефимик (Пермский университет) и Ольга Сафрошенко (Красновишерский краеведческий музей).
Экспедиция проекта: Андрей Резников и Екатерина Деркач, Институт наук о Земле Санкт-Петербургского университета.
Работа с архивными документами Марии Шиловой.
Типология обвинений разработана Никитой Петровым при участии Александры Поливановой, Анны Марголис, отредактирована Еленой Жемковой, Яном Рачинским (Международный Мемориал).
Находки возле бараков переданы Сергеем Плескачом.
Фотографии Симона Шноля, Владимира Вехова, Владимира Филина, Натальи Барышниковой, Ирины Галковой, Никиты Ломакина, Софьи Пантюлиной, Надежды Пантюлиной.
27 октября 2020 – 14 января 2021
Музей Норильска, Ленинский проспект,14, г. Норильск