Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
27 августа - 8 ноября
Врубелевский корпус, ул. Ленина, 3
О проекте-исследовании «Пауза»
Проект-исследование «Пауза» делает только первые шаги к осмыслению новых условий реальности, затронувших в той или иной степени все слои общества. Его цель – понять, чем стала самоизоляция для каждого из нас, и в чем именно сейчас нуждается современное общество.
Проект включает две выставки: «То, что нужно. Вечные ценности в произведениях искусства» из собрания Музея имени М.А. Врубеля (Врубелевский корпус, ул. Ленина, 3) и «77 дней» из мастерских художников (Генерал-губернаторский дворец, ул. Ленина, 23).
Выставка «То, что нужно. Вечные ценности в произведениях искусства»
Состав экспозиции: живописные, графические и скульптурные произведения отечественных авторов второй половины XX – начала XXI века из собрания Музея имени М.А. Врубеля.
Выставка «То, что нужно. Вечные ценности в произведениях искусства» – о лучших моментах нашей жизни. В будничном течении дней некоторые вещи были настолько привычны, что не осознавались как важные, необходимые и... счастливые. Так сложилось, что несколько месяцев люди были ограничены в своих естественных потребностях: свободе передвижения, проявлении заботы о родных и близких, живущих отдельно, общении с друзьями и коллегами, выражении любви или сочувствия через прикосновения и объятия. В условиях повышенной тревожности всем нам необходимы «островки надежности», источники радости, гарантирующие ощущение привычного течения жизни.
В экспозиции представлены произведения, в которых отражены сюжеты из нашей повседневности: многолюдные праздники и торжественные мероприятия, выпускные балы, спортивные соревнования, театральные и цирковые представления, экскурсии в музей, заполненные посетителями кафе и рестораны. В этих работах нет социальной напряженности, агрессии и конфликтности.
Сцены из частой жизни, личные истории зритель увидит в полотнах Федора Решетникова «Утро» (1971), Олега Сильянова «Дедушкин сад» (1987), Николая Чернышева «В дождь (Бабушка и внучка)» (1932), в литографии Анатолия Чермошенцева «Влюбленные» (1968), в акварели Бориса Ермолаева «Две женщины на фоне плетня».
Все больше современный человек осознает необходимость восстановления связи с природой, общение с которой дарит чувство умиротворения и гармонии. Это может быть созерцание красоты утреннего летнего тумана или серебристых облаков (Николай Холодов «Август. Туман» (1988), Владимир Белов «Теплые дожди» (1977)), удовольствие от собранных лесных даров (Геннадий Канунников «Клубника и цветы» (2000), Раиса Затуловская «Яблоки и смородина» (1961)), чувство удовлетворения от созидательного труда на родной земле (Анатолий Чермошенцев «Комбайнеры» (1984), Марианна Шкубер «Огородница» (1959)).
А иногда человеку просто необходима энергия многолюдного торжества, эйфория праздничного настроения. Этому посвящены картины Сусанны Алексеевой «Рассвет» (1967), Ольги Богаевской «Свадьба» (1967), Валерия Леднева «Прибытие «Штандарта»» (2005), Василия Серова «Вечерний Тбилиси» (1987), Дайги Симсоне «Праздник в рыболовецком колхозе», Станислава Белова «Осенние танцы» (1972).
Занятия спортом, мобилизующие физические силы и стабилизирующие эмоциональную состояние, отражены в работах Липарита Карамяна «На старт» (1972), Андрея Орловского «Весла-крылья» (1971).
В привычном ритме многие из нас даже не задумывались, какое важное место эти вещи занимают в нашей жизни, являясь «вечными ценностями», тем, что нам нужно.
Кураторы: Гайдук Ольга Сергеевна, Кудряшова Екатерина Игорьевна