В Музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину открылась выставка "«Ч+Ч». 180-летию П.И. Чайковского и 160-летию А.П. Чехова посвящается".
Петр Ильич Чайковский и Антон Павлович Чехов были не только великими современниками. Их связывали личные дружеские отношения, душевная симпатия и творческие планы.
«Я готов днем и ночью стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я его уважаю» /А.П. Чехов/
«Читали ли Вы что-нибудь Чехова? Этот молодой писатель, по-моему, обещает быть очень крупной литературной силой» /П.И. Чайковский/
Проявив проницательность, Чайковский сразу оценил творческий потенциал молодого писателя. Прочитав в апреле 1887 года его рассказ «Письмо», первоначально называвшийся «Миряне», композитор в письме к брату Модесту Ильичу называет Чехова большим талантом, а в письме к Ю.П. Шпажинской – «будущим столпом нашей словесности».
В свою очередь, важной гранью творческой личности Чехова был постоянный живой интерес к музыке, которая занимала важное место в его жизни и творчестве. Писатель признавался, что «ужасно любит» музыку Чайковского и особенно оперу «Евгений Онегин», на премьере которой он побывал в Москве, в Большом театре в 1881 года. Сценой письма Татьяны навеяно его произведение «После театра», в котором он показал, как опера воздействует на юного, неискушенного зрителя.
Их личное знакомство произошло в Санкт-Петербурге у брата композитора Модеста Ильича 14 декабря 1888 года. Вскоре писатель, покоренный обаянием Чайковского, решил посвятить ему очередной свой прозаический сборник «Хмурые люди», на что просил у него разрешения: «Мне очень хочется получить от Вас положительный ответ, так как это посвящение, во-первых, доставит мне большое удовольствие, и во-вторых, оно хотя немного удовлетворит тому глубокому чувству уважения, которое заставляет меня вспоминать о Вас ежедневно». Чайковский был тронут вниманием писателя и посетил его в Москве 14 октября 1889 года в его доме на Садово-Кудринской, чтобы лично поблагодарить. Свидетель этой встречи, Михаил Павлович Чехов, рассказывал, что его брат и Петр Ильич «разговаривали о музыке и литературе». Были планы и о совместной работе — опере по повести М.Ю. Лермонтова «Бэла». В дальнейшем связь между Чеховым и Чайковским в основном поддерживалась через брата композитора – Модеста Ильича. Чехов тяжело переживал внезапную смерть Чайковского. В телеграмме Модесту Ильичу он писал: «Известие поразило меня. Страшная тоска … Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан. Сочувствую всей душой. Чехов».
Общение и переписка Антона Павловича с братом композитора продолжались вплоть до смерти писателя. М.И. Чайковский, будучи уже признанным драматургом, поддерживал Чехова с первых его литературных опытов, а впоследствии и вовсе называл себя «отъявленным Чехистом».
Связь Чехова и Чайковского не прерывалась и в дальнейшем. В 1922 году Общество друзей Дома-музея П.И. Чайковского организовало в Клину музыкально-литературный вечер «П.И. Чайковский и А.П. Чехов» с участием вдовы писателя О.Л. Книппер-Чеховой и К.С. Станиславского, артистов Большого и Художественного театров. В Доме-музее П.И. Чайковского осуществлялись научные исследования и публикации, проходили выставки, концерты, спектакли, посвященные двум великим современникам. Нынешняя выставка – не первый проект Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского и Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова, это итог многолетней дружбы и сотрудничества.