Всероссийский музей декоративного искусства представляет одну из своих замечательных, но малоизвестных коллекций. Деревянные точеные яйца-футляры, предназначавшиеся для драгоценных пасхальных подарков, в начале XX столетия являлись широко распространенным, излюбленным атрибутом великого православного праздника. Главным центром их изготовления был подмосковный Сергиевский Посад, богатый мастерами художественной обработки дерева. А проекты этих изделий создавались в Москве, в Леонтьевском переулке, в Торгово-промышленном музее кустарных изделий Московского губернского земства. Здесь работала замечательная плеяда профессиональных художников-прикладников, возглавляемая Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Наряду с предметами мебели, декоративного убранства интерьеров, игрушками, они выполняли и проекты пасхальных подарков, отличавшиеся особой изысканностью и ювелирной тонкостью отделки. Эталонные авторские экземпляры этих изделий были включены в состав собрания Музея образцов Кустарного музея. Они и сохранились в нынешней музейной коллекции. В начале XX века по этим образцам в Магазине кустарных изделий при музее можно было оформить заказ на реплику понравившегося экземпляра, либо приобрести тиражные изделия, имевшиеся в ассортименте.
В нашей коллекции хранится более трехсот эталонных авторских образцов пасхальных яиц. Яйца украшены резьбой, росписью, выжиганием, изысканными подкрасками. Некоторые предметы демонстрируют необычайно бережное отношение к естественной красоте деревянной текстуры, выявленной тончайшими тонировками, виртуозной полировкой или вощением. Наряду с орнаментально оформленными, есть и предметы, имеющие сюжетные живописные композиции, нередко заимствованные из книжных иллюстраций и авторской графики художников начала XX столетия. Демонстрируемые экспонаты отличает изысканный вкус, благородство и великолепное чувство стиля. Их без преувеличения можно назвать подлинными шедеврами ушедшей эпохи серебряного века.
Традиционно пасхальные яйца делали из дерева, фарфора, металла, в том числе из драгоценных металлов, пасхальные яйца из ткани, шитые бисером. Пасхальная традиция и предметный пасхальный мир являются неотъемлемой частью сакральных смыслов христианства. Смыслами и идеями христианства проникнута вся отечественная и культурная традиция. Христианство было, есть и будет духовной системой национальной самоидентификации. Именно поэтому пасхальное яйцо, в том числе рукотворное, многие столетия является символом русской Пасхи, представлением о сакральном смысле яйца как символа жизни. Фарфоровые пасхальные яйца, выполненные из дорогого для своего времени материала – фарфора, с насыщенным расписным декором ручной работы, ценились и почитались очень высоко, стоили недешево, и были доступным далеко не каждому. Но вместе с тем, фарфоровые пасхальные яйца своим высоким художественным уровнем подчеркивали пасхальную праздничность и представляли Пасху не просто через функциональный предмет, а через предмет искусства.