Внимание! Музей временно закрыт для посещения. Подробности на сайте
pushkinmuseum.art/ Накануне дня рождения великого пианиста в Мемориальной квартире Святослава Рихтера открывается камерная, но весьма содержательная выставка, посвященная "коктебельскому братству" - содружеству художников, поэтов, музыкантов, ученых, объединенных духом свободы и творчества. Святослав Рихтер, еще будучи студентом Московской консерватории, оказался в кругу этого избранного общества. Любимый ученик Генриха Нейгауза дружил также с художницей Анной Трояновской и через них познакомился с "нимфой Коктебеля" Натальей Северцовой, ее мужем, известным искусствоведом, литературоведом и переводчиком Александром Габричевским, а также с Робертом Фальком и многими другими представителями культуры Серебряного века, пустившими корни в Киммерии с легкой руки поэта и художника Максимилиана Волошина. На выставке будут представлены живописные и графические работы художников из близкого круга друзей Святослава Рихтера - Фалька, Северцовой, Габричевского, Трояновской, а также редкие архивные документы.
Первое знакомство с Коктебелем для Натальи Северцовой, тогда еще не помышлявшей о живописи актрисы, учившейся в студии Юрия Завадского, и ее супруга, известного ученого Александра Габрического, произошло благодаря Максимилиану Волошину, пригласившему пару к себе на дачу в 1924 году. После смерти Волошина в 1932 году для семьи Северцовых-Габричевских, как и для многих деятелей культуры того времени, Коктебель надолго опустел. Литературно-художественная богема Москвы вновь потянулась в Крым в послевоенные годы. Будущие дачники за сущие копейки покупали у местных жителей полуразрушенные дома и обживали их на свой лад. Именно тогда среди первых коктебельских "колонистов" оказались Наталья и Александр. С 1952 года и до конца своей жизни Габричевский с Северцовой большую часть времени проводили в Коктебеле. Сюда к ним постепенно перебрались все московские друзья, привозившие своих знакомых: музыкантов, художников, поэтов, писателей, ученых. Гостями дома Северцовых-Габричевских были Генрих Нейгауз, Роберт Фальк, Натан Альтман, Анна Остроумова-Лебедева, Анна Трояновская, Александр Румнев, Сергей Шервинский, Иосиф Бродский, Пётр Капица и другие представители творческой и научной интеллигенции. Сюда же, начиная с конца 1950-х, стал на короткое время между гастролями приезжать и Святослав Рихтер.
В Коктебеле Наталья Северцова впервые взяла в руки кисти и начала рисовать после того, как в голодное время в 1946 году смастерила кукол для местных детей, а также организовала постановку "Золушки" и сделала 150 шуточных масок для одной из коктебельских школ. Позднее она вспоминала: "Отсюда мой путь к живописи. Я стала "своим" художником у сельских жителей". С 1950-х годов живопись, по признанию художницы, стала ее "первой духовной необходимостью". Творчество Северцовой, в котором проявился талант и яркая индивидуальность, заинтересовало именитых друзей и гостей дома, прежде всего, Роберта Фалька. Ее наполненные легкой иронией портреты музыкантов, поэтов и художников, "коктебельских аборигенов" и друзей, бесхитростные жанровые сценки коктебельской жизни, натюрморты и пейзажи 1950-1960-х годов отличаются остротой видения, сочным цветом, индивидуальным почерком, а предметы декоративно-прикладного искусства, созданные из подручных материалов, - неуемной фантазией и непосредственностью детского ("наивного") восприятия. Авторитетный исследователь наивного искусства Ксения Богемская писала, что Северцова "обладала острым взглядом на мир, часто ироничным, всегда нестандартным, присущим людям, независимо мыслящим. Ее природный темперамент, артистичность, живость ума, наблюдательность, красота привлекали к ней и ученых, и художников". Святослав Рихтер был среди искренних поклонников самобытного таланта художницы. В 1963 году Наталья Алексеевна сделала для Рихтера замечательный экслибрис, который хранится в архиве музыканта.
В 1960-м году в Коктебель перебралась 75-летняя художница и ближайший друг Святослава Рихтера Анна Трояновская. Она приезжала сюда каждое лето, снимала маленькую комнату неподалеку от Габричевских, и ежедневно, одевшись в белое платье, отправлялась в горы на этюды. Из Коктебеля она посылала подробные письма Рихтеру, которого с нетерпением ждала в гости, ревнуя "к Наташе" (Северцовой). Многие письма написаны ею на обратной стороне коктебельских акварелей.
Еще один близкий друг и член "коктебельского братства" - вдова Роберта Фалька Ангелина Щекин-Кротова (Геля), дружившая с Анной Трояновской и нежно заботившаяся о художнице. Геля также бывала в Коктебеле, навещая Трояновскую и Габричевских. Святослав Рихтер, в свою очередь, не забывал о вдове художника, из гастролей он старался привозить всем "коктебельским нимфам" подарки.
В коллекции Рихтера есть работы Северцовой, Габричевского, Фалька и Трояновской. Значительная часть живописи и графики - это подарки друзей, что-то Рихтер приобрел позднее. В своей квартире он неоднократно устраивал персональные выставки художников, в том числе Трояновской и опального Фалька. После смерти Северцовой Рихтер организовал у себя дома выставку ее работ и посвятил "Наташе Северцовой" одну из своих пастелей.
На выставке "Святослав Рихтер в кругу друзей. Москва - Коктебель" можно будет увидеть живописные и графические работы всех названных художников из собрания Святослава Рихтера и Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Кроме того, будут представлены работы Натальи Северцовой из частного собрания Ольги Северцевой. Особый раздел выставки составят редкие документы: фотографии, письма, открытки, экслибрисы, рисунки из архива Святослава Рихтера, хранящегося в Отделе рукописей музея, и собрания Ольги Северцевой.
Даты проведения: 20 марта - 19 мая 2020
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера, Москва, ул. Большая Бронная 2/6, кв. 58