Необычность выставки, приуроченной к 95-летию Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, в том, что живописные произведения, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства, переданные в 1930-е годы из Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля и ранее принадлежавшие меценатам старого Омска, – все же не главные в экспозиции. Основное внимание уделено людям. Имена многих уже вписаны в летопись нашего города, о других, наших современниках, поддерживающих музей на протяжении многих лет, будет рассказано на выставке.
Меценат – лицо, способствующее развитию науки и искусства на добровольной и безвозмездной основе, оказывающее материальную помощь из личных средств. Своим происхождением слово обязано реальному историческому персонажу – Гаю Цильнию Меценату (68–8 годы до н. э.). Патриций, сподвижник первого римского императора Октавиана Августа, он прославился тем, что оказывал поддержку деятелям культуры и навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь. Деятельность Мецената послужила примером для потомков, а его имя стало нарицательным с эпохи Возрождения.
Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели считали, что богатство дается Богом, а значит, за него нужно нести ответственность, они верили, что обязаны заниматься оказанием помощи по зову души. Всем известны имена братьев Третьяковых, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова, но и у нас в Омске были люди, занимавшиеся благотворительностью. В их числе В.В. Едличко, С.Х. Рандруп и его супруга А.М. Рандруп, С.А. Ковлер, М.А. Подгоричани-Петрович, В.Ф. Голубев. Большинство из них входили в омское Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, и все, несомненно, вложили немало сил и средств в сохранение культурного наследия и развитие художественной жизни Омска.
Революция и последовавшие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. К сожалению, эта тема крайне скупо освещается в СМИ. Широкой публике становятся известны лишь единичные случаи, а большая часть работы спонсоров и благотворителей остается «за кадром».
Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля два десятилетия кропотливо собирал вокруг себя друзей. С их помощью были реализованы различные творческие проекты – от реставрации живописных полотен, многочисленных выставок и изданий до пополнения собственной коллекции. Настало время рассказать об этих людях, тем самым привлекая внимание к теме меценатства в нашем городе.
В рамках открытия выставки состоится передача в дар в собрание музея одним из меценатов живописной работы Геймрана Баймуханова «Осень в парке» (1995).
Второе яркое событие – презентация книги «Третья столица. Омск. 1918–1919», еще один подарок наших меценатов. Подготовленная омскими историками, культурологами и искусствоведами, книга рассказывает о художественной жизни Омска 1918–1919 годов. Спасаясь от трагедии Гражданской войны, сюда были эвакуированы многие учреждения и устремилось огромное число беженцев. Оказавшиеся в Омске поэты, художники, артисты, музыканты оставили свой след в «культурной истории» города, ставшего для них «приютом благородных муз». Эти люди укрепили сибиряков в мысли о незыблемости русской культуры, повлияли на становление молодых талантов. Приуроченная к 100-летию Белой столицы России, книга позволит нам лучше узнать свое прошлое, отдать дань памяти и уважения историческим личностям, связавшим жизнь с Омском в переломные для страны годы Гражданской войны.
Выставка работает по адресу: г. Омск, ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус.
Куратор – Наталья Леонидовна Васильева.