Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку "Магия кукол. Из коллекции музея «Собрание»". Музыкальные механические инструменты и куклы — очень популярное в прошлых столетиях направление декоративно-прикладного искусства, объединившее точную науку и творческую фантазию. В этом «легкомысленном» союзе слились воедино блеск технической мысли, занимательность театрализованного представления, изысканность пластических и художественных решений.
Кукла — одно из интереснейших явлений в истории мировой культуры. С ней связаны древние обряды и таинства, зарождение научных знаний и жажда творчества. Мечта создать куклу, которая могла бы двигаться и говорить, будоражила воображение людей на протяжении веков. Сочетание красивой и выразительной формы, звука и движения были так привлекательны, что уже в эпоху античности стали создавать первые звуковые автоматы, а развитие механики и особенно часового производства позволило проектировать и совершенствовать их механизмы. Сегодня известно великое множество музыкальных автоматов, от сложнейших оркестрионов, органов и роялей до кукол-марионеток, предметов интерьера и посуды с «музыкальным сюрпризом».
В ХVIII–ХIХ веках появляются механические куклы или многофигурные композиции, где каждая кукла исполняет свою роль. Механические куклы мастерских Жаке Дро, Вокансона, Маярде, Виши, Ламберта, Бертрана и других копировали пластику живых людей, удивляя и поражая зрителей невероятным сходством своих движений. Эти очень красивые механические куклы с фарфоровыми лицами и руками, в одежде из дорогих тканей, со сложными механизмами и музыкальными приспособлениями в корпусе или подставке не были предназначены для детских игр, они служили развлечением для взрослых. Их приобретали в качестве дорогой «механической забавы» и демонстрировали друзьям. Куклы изображали людей, занятых каким-либо делом: девушек, играющих на музыкальных инструментах; играющих детей; музицирующих африканцев; танцующих циркачей и т.д.
К концу ХIХ века куклы «научились» говорить, до этого они могли произносить лишь слово «мама». В 1893 году французский часовой мастер Анри Лиоре заинтересовался «говорящими машинами». В сотрудничестве с кукольным мастером Эмилем Жюмо он создал миниатюрный фонограф, который можно было вмонтировать внутрь куклы. Теперь кукла, получившая имя Малыш Люмо, могла говорить в течение длительного времени, что принесло ей оглушительный успех.
Занимательность, изящество оформления, трогательность и грациозность движений, «живой» звук музыкальных механических кукол и театров — все эти качества до сих пор пленяют зрителей. Поэтому на протяжении ХХ века механики и художники не только продолжали создавать новые модели кукол-автоматов, они и сегодня по образцам ХIХ — начала ХХ веков успешно собирают из старинных деталей, антикварных тканей и кружев модели кукол-автоматов, способных радовать и умилять зрителей.
Старинные мастера сохранили рецепт новогоднего волшебства в работе над чудесными куклами и завораживающими механизмами. Сегодня эти куклы находятся в лучших музеях и коллекциях мира. Музей «Собрание» – это одна из крупнейших частных коллекций мирового культурного значения. Создатель музея – российский меценат и бизнесмен Давид Якобашвили. Собрание коллекционера насчитывает более десяти тысяч экспонатов. Наибольший интерес представляет уникальная коллекция самоиграющих музыкальных инструментов и механических редкостей, включающая в себя автоматоны, музыкальные шкатулки, механические пианино, граммофоны, аккордеоны, часы и табакерки лучших российских и западных мастеров.
Выставка проходит в рамках программы «Самый короткий день в году».
Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание, что по пожеланию коллекционера хрупкие старинные механизмы заводятся только по сеансам для группы до 25 человек. Вы получите редкую возможность увидеть в действии редкие «жакемары» и «автоматоны», служившие развлечением в богатых домах XIX века.
Сеансы