НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Художники Омска. Избранное»

c 8 ноября 2019 по 28 марта 2020Омская область
Выставка «Художники Омска. Избранное»
Выставка «Художники Омска. Избранное» включает живописные произведения из фондов Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, созданные художниками нашего города в 1920–2010-е годы.

Обилие ярких индивидуальностей, невероятная творческая активность конца 1910--1920-х годов отмечались не только в обеих столицах, но было характерным и для искусства провинции. Волна миграций интеллигенции, бежавшей от Гражданской войны и голода, прокатилась по Сибири от Омска до Иркутска. Некоторые художники оставались здесь надолго, как, например, талантливый живописец и педагог С.Я. Фельдман, работавший в нашем городе вплоть до своей трагической гибели в 1937 году.

В Омске формировалось раннее творчество В.И. Уфимцева, вместе с художниками Н.А. Мамонтовым и Б.С. Шабль-Табулевичем организовавшим единственное в Сибири молодежное объединение «Червонная тройка» (1921). В 1932 году перед окончательным отъездом в Туркестан Уфимцев подарил музею кубофутуристическое полотно «Карская экспедиция» (1931), на котором воспроизведено реальное событие: в устье реки Омь снаряжались суда с продовольствием для севера.

В 1920 году по распоряжению Сибирского отдела народного образования открылась художественно-промышленная школа (Худпром), без которой нельзя представить развитие изобразительного искусства в Омске, многие выпускники которой впоследствии стали известными художниками в Сибири и в России. Из стен Худпрома вышли К.П. Белов, В.Р. Волков, Т.П. Козлов, П.С. Мухин, А.Е. Оськин, К.Н. Щёкотов, чьи произведения представлены на выставке.

В январе 1937 года в картинной галерее Западно-Сибирского Краевого музея состоялась Первая областная выставка живописи и графики. Она стала знаменательным событием в художественной жизни города. Наиболее значительные в профессиональном отношении работы с выставки поступили в фонды областного художественного музея. Среди них – пейзажи Казахстана и Омска С.Я. Фельдмана. Пейзаж Казахстана (1929) в его исполнении отличается выразительным колоритом, передающим синеющие дали гор, красоту вечернего освещения, приметы быта кочевого народа.

Первая областная выставка стала творческим дебютом для худпромовца В.Р. Волкова. Вневременной сюжет материнства художник поставил в свою эпоху, изобразив молодую жену с ребенком на руках («Материнство», 1936). Картина полна очарования цветущей весенней природы и материнского счастья.

На Всесоюзной выставке в Москве в 1947 году Т.П. Козлов представил картину «У карты Великой Отечественной войны», удостоенную Диплома Комитета по делам искусств при СМ РСФСР. В основу ее легли реальные события, происходившие в далеком от фронта сибирском городе. Проходя мимо площади Дзержинского в мастерскую по выпуску агитплакатов «Окна ТАСС», которую Козлов возглавлял с осени 1941 года, художник наблюдал за людьми, собиравшимися у огромной карты, где ежедневно отмечалось флажками продвижение советских войск.

Определяющей чертой искусства первых военных десятилетий был мажорный, оптимистический настрой, призванный выражать глубокую веру советского народа в «конечное торжество защищаемых им принципов, в несокрушимость социалистического строя». Художники утверждали и множили этот пафос идейного подъема, в большинстве случаев одержимые искренним чувством. Единое восприятие современной темы, ее жизнеутверждающая тональность звучит и в картинах В.Р. Волкова, Т.П. Козлова, П.С. Мухина, К.Н. Щекотова, и в пейзажах К.П. Белова и А.Н. Либерова.

В картине П.С. Мухина «На новые земли» (1957) пафос труда и борьбы сливался в один эмоциональный образ. Осознание своей миссии ощутимо в фигуре и во взгляде А. Авдониной – свинарки совхоза «Победитель», передовика социалистического сельского хозяйства – на портрете К.Н. Щекотова, выполненном в 1960 году для участия в республиканской выставке «Советская Россия».

В конце 1940-х годов омские художники старшего поколения все чаще обращлись к портретному жанру. На одном из лучших произведений К.Н. Щекотова изображен искусствовед А.Н. Гольденблюм, возглавлявший омский музей в течение 20 лет (1947–1967).

В конце сталинского периода появились жанровые сцены, повествующие о «советском образе жизни». Теме «счастливого советского детства» посвящали свои произведения выдающиеся писатели, композиторы и художники. Произведения , связанные с этой тематикой, успешно создавались и омскими художниками. Образы пытливого отрочества отражены на картине Т.П. Козлова «Юные художники» (1957).

Своими истоками и традициями омский пейзаж в творчестве художников старшего поколения тесно связан с традициями реалистической пейзажной живописи XIX века, которая во многом и определила его развитие.

К.П. Белов был покорен Сибирью, в которой видел величественное спокойствие, монументальную основательность природных форм. Эпический пейзаж «Над Иртышскими просторами» (1966) написан с большой наблюдательностью, ему присуще чувство простора и широкое дыхание.

Дарование другого известного омского живописца – А.Н. Либерова также наиболее полно проявилось в пейзажной живописи, признанным мастером которой он становится в 1960-е годы. В этом жанре художник проявил себя глубоким лириком («Полдень. На реке Таре», 1967).

На протяжении 1960-х годов сформировался определенный круг образов омского пейзажа, мотивами которого становятся иртышские просторы, деревеньки, небольшие районные городки, неброские поля и перелески.

Верность жанру и преемственность лучших традиций отечественного пейзажа наблюдаются в творчестве В.Н. Белова и А.Б. Сапожникова, обучавшихся в военные годы в городской художественной студии, которой руководил А.Н. Либеров. Работы этих живописцев отличаются близостью колористической гаммы к натурным, природным тонам, оба своеобразно претворили в своих полотнах традиционную линию «пейзажа настроения», берущую начало от пейзажей А.К. Саврасова и Ф.А. Васильева. Они добавили к сибирскому пейзажу свою ностальгическую ноту, навеянную созерцанием родных просторов.

Природа в полотнах В. Н. Белова полна внутреннего движения и трепета, его пейзажи конкретны, окрашены личным переживанием в которых заметно преобладание живописно-пленэрного начала. Вместе с тем очевидно и стремление автора к монументальности и картинным формам пейзажа («Сороки», 1969).

Для А.Б. Сапожникова характерно обостренное тоновое видение живописца, находящего в природе бесконечное многообразие цветовых нюансов, что позволило ему выразить глубокое и сложное эмоциональное состояние природы.

Выставка работает по адресу: Омск, ул. Музейная, 4, здание страхового общества «Саламандра»

Стоимость билетов: взрослые – 300 руб., пенсионеры – 150 руб., студенты – 70 руб., школьники – 50 руб.

www.museum.ru/N74366
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
сайт:vrubel.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru