16 ноября 2019 года, в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Портреты португальской королевской семьи для Чесменского дворца», организованная Государственным Эрмитажем и Национальным архивом Торре ду Томбу (Португалия) при содействии Фонда Sharing Fondation (Португалия), Центра русского искусства и культуры (Португалия), Посольства Португалии в России, Института истории искусств ARTIS филологического факультета Лиссабонского университета (Португалия).
Пять портретов членов португальской королевской семьи из собрания Государственного Эрмитажа были написаны по заказу императрицы Екатерины II придворным португальским живописцем Мигелем Антониу ду Амаралом (ок. 1710-1780) для Чесменского дворца, в котором в 1770-х годах была создана галерея портретов правящих европейских монархов и их наследников.
В январе-феврале 1773 года российским послам при европейских дворах было отдано распоряжение заказать и, по исполнении, отправить в Санкт-Петербург живописные изображения монархов и членов их семей. Идея о создании галереи портретов иностранных государей зародилась у Екатерины II одновременно с постройкой «увеселительного замка», который первое время, по местности, имевшей финское название, именовался Кекерекексинен («Лягушачье болото»). В 1780 году, в честь десятой годовщины морской победы, одержанной русским флотом над турецким в Чесменском сражении, он был переименован в Чесменский дворец.
56 портретов царственных особ находились в Чесменском дворце до 1830 года, когда по приказу Николая I здание перестроили, здесь был размещен приют для инвалидов – Чесменская военная богадельня. Все картины перевезли в Английский дворец в Петергофе. После революции, в 1920-е годы портреты были переданы в Эрмитаж.
Открывают экспозицию портреты королевской четы Португалии: короля Жозе I (1714-1777) и его супруги, дочери испанского короля Филиппа V, Марианны Витории (1718-1781). Король Жозе I, прозванный Реформатором, вошел на престол в 1750 году. При его правлении были предприняты попытки перестроить все аспекты экономической, социальной и колониальной политики, чтобы Португалия могла более эффективно соперничать с другими великими державами Европы.
Поскольку у королевской четы не было сыновей, король объявил старшую дочь Марию Франсишку (1734-1816) наследницей престола и провозгласил ее принцессой Бразильской. В июне 1760 года Мария вышла замуж за своего дядю, младшего брата ее отца, дона Педру (1717–1786), получившего после вступления в брак титул принца Бразильского. После смерти отца она стала королевой под именем Мария I. Их старший сын, наследник португальского престола, инфант португальский Жозе, носивший титул принца Бразильского (1761-1788), женился в 1777 году на младшей сестре своей матери – принцессе Бенедикте Португальской (1746–1829); брак был бездетным. Умер он в 1788 году от оспы. Экспозиция включает портреты всех перечисленных венценосных особ.
Автор портретов – Мигель Антониу ду Амарал ученик известного в Португалии мастера портретной живописи Франсишку Пинту Перейра, портретам которого современники давали очень высокую оценку. В 1754 году Амарал был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Лиссабоне. Художник создавал картины на религиозные сюжеты, в том числе и масштабные живописные работы для церквей и монастырей. Наибольшую известность Амарал приобрел как портретист. На протяжении всей его деятельности этот жанр был преобладающимв его творчестве. Художник и историк искусства Сирилло Волкмар Машадо (1748–1823) писал, что Амарал создал много портретов в Лиссабоне, особенно выделяя королевские портреты и отметив, что в их числе были исполненные по заказу агента российской императрицы Екатерины II.
Выставка приурочена к 240-летию установления дипломатических отношений между Португалией и Россией.
Куратор выставки – Святослав Константинович Савватеев, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.