Совместный выставочный проект с Третьяковской галереей приурочен к 125-летию основания музея-заповедника П.И. Чайковского.
Выставка, организованная Государственным музеем-заповедником П.И. Чайковского в содружестве с Государственной Третьяковской галерей, посвящена истории усадьбы Демьяново и связанной с ней малоизвестной страницей пейзажного творчества «младшего Васнецова» — Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933), брата Виктора Михайловича Васнецова.
Выставочный проект, продолжающий многолетнюю историю сотрудничества двух музеев, приурочен к 125-летию основания музея П.И. Чайковского. Его цель — помочь возродить Демьяново, напомнить об истории усадьбы и привлечь широкую общественность к проблемам сохранения и реставрации этого уникального памятника.
Третьяковская галерея показывает на выставке восемнадцать пейзажей Демьянова, хранящихся в музее-квартире Аполлинария Васнецова и основном собрании Галереи. Живописные произведения дополняют архивные фотографии усадьбы из фондов Галереи и музея Чайковского.
С 1903 по 1917 год Аполлинарий Васнецов летние месяцы проводил в Демьянове. Здесь им было написано более 50 пейзажей и натурных этюдов. На протяжении пятнадцати лет Васнецов неустанно изучал старинное поместье. Обжитое пространство старинной усадьбы стало для него настоящей мастерской на открытом воздухе. В Демьянове художник постоянно экспериментировал, уделяя много внимания фактуре живописной поверхности, передаче игры света и тени, выявлению эмоциональной тональности пейзажного мотива.
Демьяновский цикл — вершина пейзажного творчества Аполлинария Васнецова. Органичное соединение традиций школы Венецианова и характерного для пейзажистов рубежа ХIХ-ХХ веков движения к светоносной живописной поверхности составляет своеобразие демьяновских полотен.
Аполлинарий Васнецов принадлежал к сплоченной группе московских живописцев, которые в 1900-е годы заново открывали мир русской усадьбы с ее особым укладом жизни. Для Аполлинария Васнецова, Игоря Грабаря, Николая Мещерина, Станислава Жуковского, Сергея Виноградова поэтика русской усадьбы стала одной из главных тем творчества.
Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник. Эмоциональный усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество.
Аполлинарий Васнецов был человеком с ярко выраженной склонностью к научной деятельности. Творческая практика живописца тесно переплеталась с увлечением археологией и историей. В Демьянове Васнецов активно участвовал в просветительских проектах В.И. Танеева и его друзей?единомышленников. Художник читал лекции, посвященные памятникам старины и облику старой Москвы, участвовал в философских дискуссиях. Именно Аполлинарий Васнецов по поручению Императорского археологического общества первым обследовал древнейший архитектурный памятник Клина – церковь Успения Пресвятой Богородицы XVI столетия.
Демьяново, как и любая усадьба, это родной дом многих поколений. В «незабвенном» Демьянове прошли детские годы писателя-символиста Андрея Белого. Здесь выросло несколько поколений Танеевых. Сын Аполлинария Михайловича, Всеволод Васнецов, путешественник, океанолог и основатель мемориального музея-квартиры А.М. Васнецова, вырос в «усадебном раю» Демьянова. Всеволод Аполлинариевич вспоминал, что именно здесь он научился чувствовать и понимать природу.
Пейзажной и пейзажно-жанровой фотографией в Демьянове увлеченно занимались Климент Аркадьевич Тимирязев, его сын Аркадий Климентьевич, художники Николай Хохряков, Сергей Иванов и другие гости поместья. Архивные фотографии передают особый гармоничный лад усадебного быта и рассказывают о жизни семьи Аполлинария Васнецова в Демьянове.