25 октября в рамках Дней Эрмитажа в Казани в Выставочном центре "Эрмитаж-Казань" открывается выставка "Матисс. Пикассо. Шагал... Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа".
Выставка "Матисс. Пикассо. Шагал..." - это первая попытка представить искусство Европы 1910-х - 1940-х годов на примере произведений из собрания Эрмитажа. На выставке впервые собраны хранящиеся в разных отделах музея предметы, созданные мастерами разных стран, разных поколений, разных политических жанров и художественных пристрастий, чтобы через произведения искусства осмыслить эпоху, остающуюся в тени авангарда и великой войны. В экспозицию включены не только традиционные произведения живописи, скульптуры и графики. Значительную ее часть составляют предметы, относящиеся к новому виду искусства, родившемуся только в прошлом столетии - livre d'artiste / книге художника. С ними соседствуют образцы костюма, линии которого несут на себе отпечаток дерзкого стиля ар-деко, и киноафиши.
Первый зал экспозиции посвящен живописи и скульптуре 1920 - 1930-х годов. Первая мировая война перевернула мир большинства деятелей авангарда, в творчестве которых, как и в творчестве художников следующего поколения, отчетливо стала выявляться тенденция возвращения к порядку, ясности и равновесию. Так, Массимо Кампильи, участник Первой мировой войны, учился живописному мастерству на экспозициях Лувра, особенно в залах искусства древнего Египта и греческой античности. В то же время он живо интересовался кубизмом и неоклассицизмом Пабло Пикассо. Сочетание классики и современности воплощает в себе полотно Кампильи "Швеи" (1925 год). Влияние Пикассо так или иначе испытали на себе многие живописцы и графики той эпохи. Творческий импульс великого испанца проявился и в работах Александра Архипенко (через верность фигуративности), и Джорджо Моранди (через увлечение кубизмом). На выставке представлены коллажи, рисунки и образцы livre d'artiste работы Пикассо.
После Первой мировой войны находят собственный стиль и темы Рауль Дюфи и Жорж Руо, начинавшие с увлечения фовизмом и кубизмом. Легкость, элегантность, истинно французский шик Дюфи соединил с безыскусностью и искренностью детского рисунка. Экспрессивность кисти Руо подчинена его поискам нового живописного языка для воплощения главных тем Евангелия. Продолжателем авангардных идей кубизма в механистичном ключе в духе эстетики функционализма выступил Фернан Леже.
В 1922 году в Италии образовалась группа "Новеченто", уже своим названием заявлявшая о рождении искусства, которое должно стать воплощением XX века, но в русле традиции, идущей от Возрождения. Современность звучит и в творчестве скульптора Франческо Мессины, сочетавшего опору на классику с натурными штудиями. Его произведения вошли в состав экспозиции наряду с работами Георга Кольбе, Эмиля Антуана Бурде, Фрица Бена и Герберта Гарбе.
Рисунки, представленные на выставке, были исполнены крупнейшими художниками и скульпторами эпохи - Пабло Пикассо, Полем Синьяком, Георгом Кольбе, Александром Архипенко, Эмилем Нольде. Экспонируются рисунки Анри Матисса. В собрание Эрмитажа их передала Лидия Делекторская (1910-1998), многолетний друг и помощник великого художника. Среди этих работ есть и натюрморты, и пейзажи, но превалируют портреты самой Делекторской. Иногда они были связаны с работой над холстами, иногда имели иной прикладной характер, но большинство вполне самостоятельны. Такое ежедневное упражнение руки и глаза мастер сравнивал с работой акробата, которому требуется постоянно трудиться для поддержания формы. О портретах Делекторской он говорил так: "Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии; я знаю ее, как какую-нибудь букву".
Тема рисунка связана с другим видом искусства, развивающегося в 1910-х - 1940-х годах, - livre d'artiste (буквально - "книга художника"). Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами, набранная вручную специально подобранным шрифтом, отпечатанная на высококачественной бумаге, выпущенная очень небольшим (обычно не более 300-400 экземпляров) тиражом. Однако главная особенность livre d'artiste в том, что это - работа художника (живописца, скульптора). В этом жанре плодотворно работали крупнейшие мастера XX века - Матисс, Шагал, Пикассо, Руо. Десять изданий, включенных в состав экспозиции, входят в число бесспорных шедевров "книги художника" первой половины - середины XX века. Примечательна работа Марка Шагала над изданием "Мёртвых душ" Николая Гоголя. Художник внимательно следует за повествованием, не пропуская ни второстепенных персонажей, ни проходных эпизодов. Во многих листах гоголевские описания напрямую переводятся в изображение, с тщательным перечислением упомянутых деталей. С той же буквальностью реализованы и гоголевские "фигуры речи" -гиперболы, сравнения, метафоры.
Работы, которые вошли в состав выставки, - это своего рода фрагменты огромного полотна, разорванного Второй мировой войной, разными путями оказавшиеся в Эрмитаже. Большинство из них - первоклассные произведения, чья художественная ценность бесспорна вне зависимости от исторического контекста.
Куратор выставки - Наталья Борисовна Дёмина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке "Матисс, Пикассо, Шагал… Искусство Западной Европы 1910-х - 1940-х годов в собрании Эрмитажа" подготовлен научный иллюстрированный каталог (Изд. "Славия", 2019), который предваряет вступительная статья Н.Б. Дёминой.