Главный выставочный проект Государственной Третьяковской галереи в новом сезоне — масштабная ретроспектива творчества Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927), одного из наиболее крупных художников второй половины XIX – первой четверти XX века, открывшего пленэризм в русской пейзажной школе, предложившего новую трактовку евангельских сюжетов, ставшего предтечей искусства Серебряного века и воспитавшего плеяду ярких живописцев рубежа веков.
Экспозиция, приуроченная к 175-летию художника, открывается в главных выставочных залах музея вслед за юбилейной ретроспективой работ Ильи Ефимовича Репина, ровесника, соученика по Академии художеств и друга Поленова. Предыдущие монографические выставки мастеров прошли в Третьяковской галерее в 1994 году. Проекты 2019 года предлагают новым поколениям зрителей глубже ознакомиться с творчеством классиков русского искусства на современном этапе развития искусствознания, актуализируя идеи и смыслы, ранее не акцентировавшиеся интерпретаторами их наследия.
Уже с первых знаковых произведений Поленова конца 1870-х годов — «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» (все — Государственная Третьяковская галерея) — в русское искусство вошли понятие «пленэризм», а также новые темы в живописи: с «Московским двориком» — тема радости и гармонии обыденной жизни, с «Бабушикиным садом» — тема дворянской усадебной жизни и красоты былого, а с «Заросшим прудом» — тема ухода от тягот жизни в мир природы. Все три пейзажа принесли Поленову неожиданный успех. Другие работы, показанные в Академии художеств на отчетной выставке после возвращения из пенсионерской поездки по Германии, Италии и Франции, отошли на второй план.
Однако художник усвоил опыт новейших западноевропейских течений в живописи — от открытий барбизонской школы до импрессионизма.
Предыдущая выставка произведений Поленова состоялась в Третьяковской галерее 25 лет назад. С тех пор выросли поколения зрителей, плохо знакомых с творчеством художника и видевших разве что картину «Московский дворик» в школьных учебниках. Организаторы настоящего проекта видят свою цель в том, чтобы показать творчество Поленова, мастера универсального дарования, во всем многообразии, представить все области искусства, к которым он обращался помимо живописи: театр, архитектуру, музыку. Всем им посвящены специальные разделы выставки, которая строится по тематическому и хронологическому принципам.
Одним из ключевых в экспозиции, помимо уже упомянутых пейзажей «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», стало монументальное полотно «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» 1887 года, предоставленное Русским музеем. Картина впервые более чем за 130 лет привезена в Москву. Она стала главным произведением в разделе «Евангельская тема в живописи Поленова», который занимает центральную часть экспозиционного пространства. Желая показать исторический характер евангельских событий, нравственную силу и торжество гуманистических идей, которые нес людям Христос, Поленов соединил в полотне традиции академической живописи и возможности реалистического искусства. Художник, по его словам, хотел дать в картинах на евангельские сюжеты «живой образ» Христа, «каким он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем. Как и на выставке 1994 года, в этом разделе максимально полно представлены картины, этюды и эскизы цикла «Из жизни Христа».
В экспозицию включены жанровые произведения и портреты мастера. Широко представлено его пейзажное творчество 1870–1910-х годов: от камерных композиций «пейзажного бытового жанра», как его определял сам Поленов, к панорамным картинам поздних лет, таким, как «Осень в Абрамцеве» (1890) и «Золотая осень» (1893, обе — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова).
Крупнейшие искусствоведы и историки искусства, начиная с Игоря Грабаря и Алексея ФёдороваДавыдова, считали творчество Василия Поленова «сложным и противоречивым». Причину этого они видели в разностороннем даровании художника. Поленов обладал живописным видением пленэриста, настолько точным, что по аналогии с абсолютным слухом у музыкантов его определяли как «абсолютное зрение», и одновременно даром декоративиста.
С ранних лет у него проявился интерес к архитектуре, который в зрелые годы вылился в новаторские проекты Василия Дмитриевича. Построенная по проекту Поленова и Васнецова в усадьбе Мамонтова Абрамцевская церковь стала первым зданием в неорусском стиле, который позднее представлял собой важную часть русского модерна.
Человек артистичный, Поленов особенно хорошо чувствовал и понимал, как устроены театральные постановки. Это позволило художнику выступать в качестве актера, режиссера и декоратора в домашних спектаклях Абрамцевского художественного кружка и в Русской частной опере С.И. Мамонтова. Он стал родоначальником нового направления в русском театрально-декорационном искусстве рубежа XIX–XX веков и совершил переворот в постановках спектаклей национального оперного репертуара, в то же время принимая участие в создании народных театров. Василий Дмитриевич обладал хорошим голосом, был талантливым инструментальным исполнителем и, пожалуй, единственным живописцем, кто постоянно сочинял музыку: симфонические и духовные произведения, романсы, квартеты и даже оперы. При этом его картины зрители нередко называли «музыкальными».
Кураторы выставки произведений Василия Поленова впервые обратились к его педагогической деятельности, занимавшей особое место в жизни художника. Этому посвящен раздел «В.Д. Поленов в кругу учеников». В 1882–1895 годах Поленов руководил классом пейзажа и натюрморта (факультативно) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Новаторство Поленова в разных областях искусства, значение его универсализма становятся наиболее очевидны в оценке творчества его учеников — московских живописцев 1880–1890-х годов. Поленова называли «рыцарем красоты» и «идеалом духовного аристократизма». Для молодых художников была привлекательна сама его личность, «единственного, в полном и лучшем, не одиозном смысле слова, джентльмена-европейца и аристократа», как писал Л.О. Пастернак.
Потомок старинного дворянского рода, Василий Дмитриевич стал своеобразным связующим звеном между искусством романтизма начала XIX века, передвижничеством и неоромантизмом рубежа XIX–XX веков. Эта связь с прошлым, с предшествующей эпохой наложила отпечаток на всю деятельность мастера и оказалась творчески необходимой новому поколению художников, входивших в искусство ХХ века.
Василий Поленов был просветителем и гуманистом. Он доказал своей жизнью, что служение искусству и желание совершенствовать мир помогают пережить любые потрясения. Поленов был добровольцем на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, в 1890-е основал в своей усадьбе в Борке первый музей в деревне, в 1920-е сделал для просвещения местных крестьян световой театр-диораму «Путешествие вокруг света». Она предоставлена на экспозицию Государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д. Поленова, и на выставке диораму можно посетить по сеансам.
К выставке подготовлены обширная образовательная программа и многочисленные издания, среди которых иллюстрированный альбом-каталог, альбом «Василий Поленов» из серии «Художник в Третьяковской галерее» и другие.
Коллекции-участники: 14 музейных собраний и 4 частных российских коллекций, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Ульяновский областной художественный музей, Самарский областной художественный музей и другие собрания.
Куратор выставки: Элеонора Пастон
Помощник куратора: Дарья Манучарова
Дизайн экспозиции: Алексей Подкидышев