Выставочный проект «Говорящие стены», представленный в Музее Эрарта, — это коллаборация представительницы академической школы Динары Хёртнагль и петербургских уличных художников, среди которых Стас Багс, Владимир Абих, Максим Има, Super 158, Никита Dusto, Осколки, Мартин Aroe, Sasha Sam, Турбен
Диалог между классическим искусством и стрит-артом
Фасады домов как живое свидетельство уходящей традиции
Размышления о жизни и разрушении городов
В единый выставочный проект Динара Хёртнагль собрала с десяток авторов, успевших прославиться в городе своими деяниями. Девушка из семьи художников, выпускница Академии им. И.Е. Репина, вошла в уличный мир благодаря юношескому увлечению хип-хопом. Динара занималась в танцевальной студии и работала на крупных мероприятиях совместно с многократными чемпионами мира по брейк-дансу начала нулевых — общаясь с ними, она познавала азы уличной культуры.
Авторы, с которыми Динара Хёртнагль «преломила» холсты, — молодые художники скорее по духу, нежели по возрасту. Лет 10 назад имя Стаса Багса не сходило со страниц изданий о жизни города, а художник в этот период создавал невероятно изобретательные объекты. Сегодня то же можно сказать о Владимире Абихе: автор, разбойничавший на улицах Екатеринбурга, все чаще принимает участие в многоголосых выставочных проектах на фестивалях уличного искусства по всей стране. Максим Има знаменит экспериментальным кураторством в не менее экспериментальном — и, пожалуй, единственном в своем роде — пространстве «Протвор». Анонимный автор (или группа авторов) «Осколки» и Никита Dusto за последние 5 лет пометили своими тегами все непонятные городские столбики, будочки и шкафчики, абсолютно незримые для пешехода, как канализационные люки: лишь звонкая и острая надпись «Осколки» или пухлая «Дусто» дарит нам встречу с ними. Super 158 известен как организатор «джемов райтеров», которые проходят на различных площадках Петербурга: именно с них впоследствии разъезжаются по всему городу пестрые газели. Турбен — художник с граффити-бэкграундом, недавно отметившийся музейной выставкой, сфера интересов которого — наивное искусство и массовая культура. Sasha Sam и Мартин Аroe — граффити-райтеры как они есть: только буквы, только девственные стены, спрятанные в недрах проходных дворов. Так или иначе, все перечисленные авторы принадлежат к активному поколению, которое за неимением мессенджеров или блогов предпочитало писать на партах или на стенах подъездов.
Картины Динары Хёртнагль являют нам какие-то нежилые, неуютные дома ХIХ века с темными окнами и потрескавшейся, покрытой плесенью штукатуркой. Ржавеющий советский гараж, бетонный забор, на котором разворачивается борьба света и тени, и потеки краски на брандмауэре — довольно интересные фактуры для живописца. Стигмы уличных художников становятся в данном случае идеальным дополнением к вышколенной живописи Динары Хёртнагль. Над ее холстами потрудились те самые люди, с «творчеством» которых вы вряд ли хотели бы познакомиться, но так уж получилось, что оно — вокруг вас. Представленный в музее Эрарта проект — в том числе и о трудностях перевода языка улиц: нам далеко не всегда удается понять, о чем пытаются сказать нам стены. Подобные вымирающим динозаврам дома на картинах Динары Хёртнагль не имеют конкретных адресов — их можно встретить на улицах любого русского города.
12+
Выставочное крыло, 2 этаж