НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

c 3 сентября по 27 октября 2019Москва
«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова
«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова
«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова
М.Ю. Лермонтов. Демон
В. Асафьев. Опера «Казначейша»
В читальном зале Дома Гоголя открылась выставка, посвященная 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Тема выставки — творческое осмысление литературного наследия Лермонтова русскими музыкантами и художниками, их стремление расширить наше представление о творчестве писателя, поиски ответов на вопросы, которые он ставил, прежде всего, самому себе.

Всего четыре года признания было отведено в русской литературе одному из величайших ее писателей. Лермонтов стал известен широкой публике в 1837 г. после написания знаменитого стихотворения «Смерть поэта». Слава была мгновенной и скандальной — стихотворение в тысячах рукописных копий разошлось по России за считанные дни, автор сочтен неблагонадежным и сослан на Кавказ.

При жизни было опубликовано менее четверти его наследия. После гибели поэта более 20 лет имя его замалчивалось. Только в 50-е гг. XIX в. были собраны мемуары современников, отысканы неизданные произведения и письма. Оказалось, что Лермонтов — автор около 400 стихотворений, трех десятков поэм, двух незаконченных повестей, одного романа и полудюжины драматургических сочинений.

При жизни поэта его произведения не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях — фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рисунок к стихотворению «На севере диком» (карандаш, 1841).

В дальнейшем русские живописцы неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Все попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили заметного следа в истории русского искусства, за исключением работ Врубеля. В основном же интерпретация творчества Лермонтова стала достоянием графиков и развивалась в русле книжной и станковой иллюстрации.

М.А. Врубель обратился к «Демону» в 1885 г., с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Художник является создателем одного из лучших циклов иллюстраций к роману «Герой нашего времени», и ряда картин к поэме «Демон» — «Демон сидящий», «Демон и Тамара», «Летящий Демон», «Демон поверженный», «Демон и ангел с душой Тамары». Эти полотна, как и серия его книжных иллюстраций к поэме, по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.

Особое место среди иллюстрированных изданий занимают сочинения Лермонтова под редакцией П.П. Кончаловского (отца художника), изданные И.Н. Кушнеревым в 1891 г., ознаменовавшие поворотный момент в истории лермонтовской иллюстрации. Кончаловский привлек 18 художников разных поколений и школ, предоставив им полную свободу в выборе сюжетов и техники воплощения. Среди них — мастер романтического пейзажа И.К. Айвазовский, создатели реалистической пейзажной живописи Шишкин и Поленов, представители разных направлений исторической живописи А.М. и В.М. Васнецовы, В.И. Суриков, мастера-реалисты С.В. Иванов, В.Е. Маковский, Репин, К.А. Савицкий, К.А. Трутовский, а также Е.Е. Волков и Н.Н. Дубовской, художники младшего поколения — Врубель, К.А. Коровин, Л.О. Пастернак.

Издание Кушнерева обогатило русское искусство целым рядом первоклассных произведений графики, творческие открытия были учтены последующими иллюстраторами Лермонтова.

Советских художников-иллюстраторов в творчестве Лермонтова привлекала, прежде всего, острота психологических столкновений, романтическое мироощущение, красочный мир исторической легенды и сказки.

В 40-50-е гг. были закончены работы Н.В. Кузьмина («Маскарад», 1949) и Д.А. Шмаринова («Герой нашего времени», 1946). Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический. колорит. Его экспрессивные рисунки полны трагедийной напряженности, психологические характеристики персонажей проникновенны и точны. Сюита Шмаринова выполнена в лучших реалистических традициях: убедительны образы персонажей, точно воссоздана атмосфера эпохи.

В 60-е гг. появляются циклы гравюр Ф.Д. Константинова к «Герою нашего времени» (1963), «Стихотворениям» (1969), «Демону» (1965). Вместе с ранними иллюстрациями к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова.

В Благородном пансионе, где обучался Лермонтов, много внимания уделялось эстетическому воспитанию. С детства мальчик учился играть на фортепиано, скрипке, флейте, очень любил петь, сочинял музыку. Сохранились сведения о том, что сам Лермонтов написал музыку на слова своей «Казачьей колыбельной песни». Ноты эти, которыми в свое время никто не заинтересовался, исчезли бесследно.

В 1828 г. начинается его поэтическая деятельность. Стихи его очень музыкальны. Исследователи пишут о 2,5 тысячах вокальных произведений на стихи Лермонтова. Свыше тысячи композиторов создавали их.

Русские композиторы очень рано заинтересовались поэзией Лермонтова. То были талантливые предшественники великого Глинки — А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и музыканты-любители, современники Лермонтова.

Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были «Горные вершины», созданные в 1839 г. «дедушкой русского романса» Николаем Титовым. В 1840 г. вышли нотные издания сразу четырех «Молитв» («В минуту жизни трудную...») Гурилева, Николая Титова, Феофила Толстого и Александра Скарятина. Все остальные «Молитвы», более восьмидесяти композиторов, появились уже позже. Прижизненной была и «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна...») Гавриила Ломакина.

Написано свыше 20 вокальных композиций на слова «Выхожу один я на дорогу». Примечательно, что только одна из них прочно сохранилась в памяти любителей пения, стала народной песней, — это романс теперь мало кому известного композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной, опубликованный в 1861 году.

Сам Чайковский только дважды прикоснулся к лермонтовской поэзии, хотя высоко ее ценил. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella и написал романс «Любовь мертвеца». Великий композитор хорошо понимал, какие трудности таит в себе лермонтовская лирика и сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке.

Созданный за несколько недель до трагической гибели поэта «Утес» привлек внимание более восьмидесяти композиторов, в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему.

Одно из последних стихотворений Лермонтова, волнующую лирическую исповедь «Нет, не тебя так пылко я люблю», воплотили в музыке множество композиторов. Среди них есть имена видных музыкантов. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов — это романс-вальс А.И. Шишкина, написанный в 1885 году.

Пожалуй, наибольшую дань творчеству Лермонтова отдал Антон Рубинштейн. Кроме трех опер: «Хаджи-Абрек», «Демон», «Купец Калашников», он сочинил несколько романсов и дуэтов: «Ангел», «Горные вершины», «Еврейская мелодия», «Кинжал», «Русалка», «Тучи».

Советские композиторы уже в 30-е гг. перешли к созданию циклов романсов. Зачинателями этого направления в советской вокальной музыке явились Мясковский и Асафьев. Продолжая лучшие традиции русской музыки, советские композиторы создали ряд симфонических произведений: Ипполитов-Иванов — симфоническая поэма «Мцыри»; Асафьев — опера «Казначейша», Хачатурян — сюита «Маскарад» и другие.

И по сей день, несмотря на старания множества исследователей, биография Лермонтова изобилует белыми пятнами, история создания большинства произведений остается туманной, общая концепция творчества представляет проблему, а обстоятельства смерти так до конца и не выяснены.

Н.Н. Ге о Лермонтове: "Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала".

На выставке представлены художественные альбомы, книги из редкого фонда (в том числе с иллюстрациями М. Врубеля, М. Зичи, П. Бунина), изоматериалы с работами различных художников-иллюстраторов, ноты и виниловые диски с записями оперы и художественного чтения, а также подробный текстовый комментарий. Выставка будет работать с 3 сентября по 27 октября.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Читальный зал (2 эт.), вт–вс 10:00–20:00

www.museum.ru/N73797
Ваше мнение »»

»»Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека
Адрес:город Москва, Никитский бульвар, д. 7а
Проезд:Ст. м. "Арбатская"
Телефоны:(495) 690-58-81 - спр., 695-84-96 - экс. бюро
сайт:www.domgogolya.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 05.06.2020  x    ?  


Пушкинский день России во Всероссийском музее А.С. Пушкина

#ТретьяковкаДома. План онлайн-мероприятий на неделю

Морские глубины онлайн: в «Москвариуме» на ВДНХ отметят Всемирный день океанов

Московский музей современного искусства онлайн: новый курс лектория, тексты и другое

Москва эпохи Петра I и Кольцевая линия московского метро. Онлайн-лекции Музея архитектуры

На ВДНХ отметят онлайн День окружающей среды и День эколога

День эколога онлайн в Дарвиновском музее

Онлайн-проекты Биологического музея им. К.А. Тимирязева

Дискуссия online «Современное искусство в научном музее. Кому это надо, Чарлз?»

Третьяковская галерея запускает летние онлайн курсы для детей

Фонд Потанина подвел итоги конкурса "Музей 4.0"

Фонд Потанина объявил победителей второго цикла конкурса "Общее дело"

Неделя #НаединесПушкинским

Проект Каргопольского музея "Рукам – работа, душе – праздник"

Каргопольский музей онлайн для детей

Неделя искусства народов Севера в музее Востока в рамках проекта #ВостокДома

Лето онлайн в Музее истории ГУЛАГа: экскурсии, выставка, спектакль, лекция и викторина

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает онлайн программу

Галерея Нагорная запускает онлайн-марафон "Об искусстве. Просто"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru