Новый выставочный сезон галереи ARTSTORY откроется выставкой работ классика отечественного современного искусства Андрея Гросицкого «Порядок вещей», которая пройдет с 19 сентября по 10 ноября 2019 года. Проект приурочен к 85-летию художника.
В центре внимания художника лежат самые обычные вещи – предметы домашнего обихода, облупившиеся стены, старые музыкальные инструменты, ключи, замки, а иногда и просто куски ржавого металла. И хотя моделью, как правило, является предмет, его работы ошибочно было бы назвать натюрмортами, потому что Гросицкий не «портретирует» вещь как она есть, а трансформирует ее, наделяя новым смыслом, раскрывая ее «тайную» красоту и суть. Важно отметить, что для передачи своего видения окружающего нас предметного мира он создает свой собственный пластический язык – посетители выставки сразу заметят, что некоторые вещи «выходят» за пределы привычного формата холста – все вещи живут в необъятном пространстве, им будто тесно в замкнутом обрамлении. Картины как бы стремятся стать скульптурами. При этом, «несмотря на грубые с виду текстуры, которые Гросицкий использовал в качестве натуры для своих работ, его творчество пронизано невероятной нежностью и состраданием к окружавшему его миру», – говорит куратор выставки Наталья Гросицкая. Из этих ярких образов Гросицкий выстраивает целую вселенную, попадая в которую, невольно начинаешь видеть мир иначе, тоньше, ярче, поэтичнее – как когда-то сказал Маяковский: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Возможность услышать, как это бывает, появится у посетителей выставки «Андрей Гросицкий. Порядок вещей». Иногда этот мир сравнивают с забытым сейчас пространством, родившимся в неофициальном искусстве середины 1920-х годов и получившим название «новой вещественности».
На выставке будут показаны работы разных периодов, в том числе произведения, которые либо никогда не выставлялись, или выставлялись очень давно и однократно. Среди таких произведений - "Бутафория" (1984), "Большой переключатель" (1991), "Шпингалет" (1995), "Это не шляпа" (2004). Наряду с этим, в экспозиции будут представлены работы, которые сам автор считал этапными для себя и которые занимают особое место в ряду его произведений - это "Семья" (1970-71) "Агрегат №7" (1988), "Красная краска" (1996) и, конечно, "Предметы и небо" (1980-81), про которую известный искусствовед Виталий Пацюков писал: "В одной из лучших своих композиций, можно сказать, программной, "Предметы и небо", художник предлагает нам взглянуть на предметы как бы с точки их абсолютной Ценности перед абсолютом неба, как на живую часть Вселенной. Все эти уставшие от работы вещи: шляпа, кувшин, портфель, свечка, скрипка, телефон - больше не нуждаются в своей функциональности. Они освещены особым сиянием вечности, они сохранились в нашей памяти навсегда, в них открывается новое измерение - экзистенциальная глубина. Вещь здесь не используется как предмет и не истолковывается как знак, она значит то, что она есть, что она существует и останется такой в сознании человека".
Андрей Борисович Гросицкий (1934-2017) окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1959 г.
1960-е гг. - начало формирования стилистики и творческой позиции в кругу художников московского андеграунда, куда входили И. Кабаков, Э. Булатов, И. Чуйков, Ю. Злотников, Б. Турецкий.
В конце-1960-х - начале 1970-х гг. Гросицкий подошел к наиболее значимому этапу своего творчества, сфокусировав внимание на предмете как объекте исследования и начав разрабатывать собственный пластический язык, ставший впоследствии его "визитной карточкой". Творчество художника стало неотъемлемой частью искусства отечественного нонконформизма. Обращение к миру вещи, ее метафизическому образу, переход к лаконичному и обобщенному цвету, характерной пластике изображения дали повод упоминать Гросицкого в числе основателей "русского поп-арта" и сделали его живопись узнаваемой не только в отечественном искусстве, но и в мировом масштабе.
Работы Гросицкого находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе: ГМИИ, ГТГ, ГРМ, ММОМА, Музее Зиммерли (Нью-Джерси, США), ряде региональных музеев России и во многих частных коллекциях по всему миру.