В Малом дворце музея-заповедника «Царицыно» 31 августа откроется выставка «Тень женщины» – третья по счету в рамках проекта «Керамика в Царицыне», посвященного музейной коллекции декоративно-прикладного искусства и рассказывающего о современных художниках-керамистах.
Основа фондовой коллекции керамики «Царицына» – авторские работы советских художников 1960-80-х годов. Особое место в ней занимают предметы, созданные участниками «Одной композиции» – известной ленинградской художественной группы, совершившей настоящую революцию в керамическом искусстве. Благодаря им керамика вышла из узких рамок утилитарного ремесла и превратилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Работа одного из участников «Одной композиции» – Александра Задорина, которого современники называли «нашим Пикассо», – можно увидеть еще до визита в музей. Скульптура «Отдых» 1986 года – сложенный из керамических пластов портрет жены художника и одновременно манифест женской красоте, – украшает афишу выставки «Тень женщины».
«“Отдых” – одна из ключевых постмодернистских работ Задорина, – объясняет куратор выставки Татьяна Пунанс, – и она сильно отличается от того, что делали керамисты того времени». По словам куратора, готовя выставку и знакомясь с царицынской коллекцией, она столкнулась с тем, что большинство художников старательно изображали женщину, как она есть, совершенно не заботясь о символическом образе: «А мне было интересно изучить не технологический вопрос – как художник, к примеру, лепит женскую грудь, – а то, как преломлялась в его творчестве тема женственности».
В экспозиции выставки десятки интересных работ из фондовой коллекции музея – от скульптурной группы «Девицы красавицы» Валентины Александровой-Рославлевой (пять статуэток русских красавиц в народных костюмах) и статуэтки «Розы с платежом в рассрочку» эстонской художницы Эллинор Пийпуу до декоративной композиции «Драгоценности» Владимира Петрова, изобразившего просто две части обнаженного женского торса – верхнюю и нижнюю.
В выставке традиционно участвуют современные художники-керамисты, некоторые из которых готовят работы специально для экспозиции. К примеру, художника Дина Глаголева представит на выставке своего «Биоробота» – нежнейшую фарфоровую статуэтку, а классик московской керамической школы Николай Туркин – работу «Зеленые волосы», представляющую собой особый жанр, «плоскую скульптуру», сложенный на плоскости из керамических пластов женский профиль.
В день открытия «Тени женщины», 31 августа на Фестивале исторических садов пройдут два важных керамических события. Первое – премьера парковой керамики, в современной России мало кому знакомого направления в керамическом искусстве. Специально для «Царицына» художники создадут объекты, предназначенные для экспонирования под открытым небом. «Насаждение парков искусством – это мировой тренд, – объясняет куратор Татьяна Пунанс, – и керамика как нельзя лучше подходит для этой цели. В отличие от дерева, металла и даже пластика она не так сильно страдает от непогоды. В СССР парковая керамика была очень популярна, и сейчас все потихоньку возвращается, что подтверждает наш эксперимент». Объекты, созданные специально для музея, можно будет увидеть на площадке Фестиваля исторических садов, и в тот же день они будут перемещены на места, которые художники выберут в парке для своих работ сами – для постоянного места жительства.
Второй событие – Керамический пикник. Художники-керамисты будут общаться со всеми, кто придет в этот день на Фестиваль исторических садов, показывать свои работы, говорить о них, рассказывать о технике, в которой они были сделаны, с комфортом расположившись в самом центре фестиваля – прямо на траве.
Вход на Фестиваль исторических садов и вернисаж выставки «Тень женщины» свободный.
Выставка проработает с 31 августа по 20 октября.