НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

К 290-летию со дня рождения Екатерины II. Два выставочных проекта в музее-заповеднике "Царицыно"

c 18 августа 2019 по 12 января 2020Москва
Портрет Екатерины II с георгиевской лентой
В День истории Царицына, 18 августа 2019 года, в Большом дворце открываются сразу два необычных выставочных проекта, посвященных 290-летию со дня рождения Екатерины II

Музей-заповедник "Царицыно" продолжает чествовать императрицу, благодаря которой возник его архитектурно-парковый ансамбль. В 1775 году Екатерина II, пораженная красотой усадьбы Черная Грязь и ее окрестностей, выкупает имение у молдавского князя Кантемира и дает ему новое имя - Царицыно. Этот момент традиционно и отмечает музей-заповедник в свой праздник - День истории Царицына.

В 2019 году это будет тройной праздник: кроме программы для посетителей парка (с ней можно ознакомиться на официальном сайте http://tsaritsyno-museum.ru) к 290-летнему юбилею императрицы Царицыно открывает два новых выставочных проекта.

Первый из них - необычного формата выставка "Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения". На время ее работы в залах обновленной постоянной екатерининской экспозиции в Большом дворце будут размещены произведения искусства из других российских собраний. Живопись и скульптура, предоставленная Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей, Историческим музеем и Рыбинским музеем-заповедником, дополнят рассказ о разных сторонах правления Екатерины II. Так, в зале, посвященном коронационным торжествами 1762 года в Москве, можно увидеть единственное в своем роде произведение - "Аллегорию на воцарение Екатерины II" работы неизвестного русского мастера (Государственный исторический музей). В основе сюжета - русская народная картинка. Екатерина II крепко сжимает руку маленького сына и указывает на фигуры Христа и ангелов, парящих в небесах. Таким образом подчеркивается ее роль хранительницы прав наследника престола, Павла Петровича, и божественное происхождение ее власти. Тема военных побед дополнена уникальным изображением Чесменской битвы кисти голландского художника Теодора Роде (Государственная Третьяковская галерея). Аллегория символизирует морской триумф России, укрепившейся в Средиземноморье.

По свидетельствам современников Екатерина II не была наделена особой красотой, но отличалась огромным обаянием. Важное место на выставке уделено иконографии императрицы. В обширном наследии выбраны наиболее редкие изображения. Один из шедевров - коронационный портрет Екатерины II во всех регалиях царской власти (Государственная Третьяковская галерея), написанный в 1763 году Федором Рокотовым.

Особое место в экспозиции уделено скульптурным изображениям императрицы. Государственный Эрмитаж предоставил мраморный бюст Екатерины II в вуали (1769) работы Мари-Анн Колло (ученица Этьена Фальконе; она была автором головы Петра I для его Медного всадника). Гипсовый эскиз этой работы Колло итальянский скульптор Бартоломео Кавачеппи использовал как образец для создания еще одного бюста императрицы (ГТГ). У посетителей выставки есть редкая возможность сопоставить эти два произведения.

Подлинной жемчужиной выставки стал детский портрет Алексея Бобринского (1770), внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова, предоставленный Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В трактовке образа маленького графа русский художник немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек успешно преодолевает парадную условность. Алексей Бобринский, грустно взирающий на зрителя, исполнен пленительной непосредственности и выразительности. По словам современника, мальчик был "телосложения слабого, боязлив, робок и застенчив, однако кроток и послушен". На портрете его образ соответствует этому описанию.

Одновременно открывается "Выставка одной картины. Портрет Екатерины II с георгиевской лентой", которая станет кульминацией празднования в Царицыне 290-летия со дня рождения императрицы. Это будет настоящая премьера: портрет, написанный в 1787 году Дмитрием Левицким, до сих пор ни разу не бывал в России. Он был заказан в качестве ответного подарка Великому магистру Мальтийского ордена Эммануэлю де Рогану, приславшему русской императрице в числе других даров пальмовую ветвь - символ славы и бессмертия. Задачей художника было представить Екатерину II в образе российской Минервы, достойной покровительницы русского воинства. Императрица изображена "в войсковом одеянии" - в кирасе и шлеме с пышным плюмажем. На шее - золотая цепь ордена Андрея Первозванного. Через правое плечо проходит чёрно-коричневая лента, на груди - ромбовидная звезда ордена Святого Георгия I степени. Кстати, этот орден был учрежден Екатериной II ровно 250 лет назад и, таким образом, тоже отмечает юбилей.

Сейчас картина украшает Посольский зал президентского дворца (Дворец гроссмейстеров) в столице Мальты Валлетте; с конца XVIII века она ни разу не покидала остров.

В 2019 году при поддержке посла Мальты Пьера Клайва Аджуса было принято решение показать полотно в Москве, что стало возможным благодаря объединённым усилиям музея-заповедника "Царицыно" и Национального агентства по музеям, охране природы и культурному наследию Мальты (Heritage Malta). Специально для выставки в Царицыне мальтийские коллеги при щедрой поддержке международной компании Corinthia Hotels тщательно отреставрировали картину - и теперь зрители смогут увидеть портрет таким, каким его видели современники Екатерины II.

Удивительную историю создания и путешествия картины расскажет книга "Мальтийская Екатерина", изданная при поддержке почётного консула Республики Мальта Олега Зайцева. Ее автор - куратор обеих выставок, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина.

Выставки "Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения" и "Выставка одной картины. Портрет Екатерины II с георгиевской лентой" работают в Большом дворце музея-заповедника "Царицыно" с 18 августа 2019 года по 12 января 2020 года.

www.museum.ru/N73515
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
сайт:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.01.2020  x    ?  


Фотосессия в духе ХХ века

Выставка "Сергей Сапожников" в Новой Третьяковке

"Без дублера". Выставка-посвящение Николаю Караченцову в Бахрушинском музее

"Ночь идей" в Пушкинском музее

Выставка Анастасии Славновой "L`amour"

День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

Выставка «Ты повернул глаза зрачками в душу…» в Музее Владимира Высоцкого

«Здесь по заре и звездам я школу проходил…»

Кустодиев. Живопись. Графика. Фото

Исаакиевский собор в дни блокады Ленинграда. Лекция в «Шолохов-Центре»

Выставка "Общественная архитектура - будущее Европы" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

День феодосийского художника

Выставка живописи и графики В.И. Суздальцева к 80-летию со дня рождения художника

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия

Выставка «Арт-фауна 2019» в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Проект «Блокада. Голоса». Ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка «Мастера бытового жанра»

Айвазовский. На гребне волны. Выставка репродукций в технике жикле

Начинает работу Школьное Пастернаковское общество

Выставка «„Демон”. Театр, живопись, литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Выставка «Памяти Герцена». К 150-летию со дня кончины писателя, философа, общественного деятеля

Выставка Анны Карпинской "Цвет силуэта" в галерее "Голубая Гостиная"

"Акварель" - персональная выставка Риммы Мироновой

Представление книги «Блокадные после» в Музее Анны Ахматовой

Открытие выставки «Муркина книга…» в Доме-музее К.И. Чуковского

Ковер из приемной Александра II вернулся в Царское Село после реставрации

Выставка «Портрет человека» в Русском музее фотографии

К 300-летию Морского устава Петра І. История русского флота в рукописях

Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины – второй половины ХХ века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru