11 июня в Генерал-губернаторском дворце Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в рамках проведения VII Международного научно-практического семинара «Сохранение культурного наследия. Научные исследования и реставрация произведений живописи XVII–XX веков Голландии, Фландрии и других европейских стран» состоится открытие выставки «"НОВЕЛЛА О ТИХОЙ ЖИЗНИ". Западноевропейский натюрморт XVII – первой половины XX века и его предмет» (0+), приуроченной к 95-летию музея.
Экспозиция знакомит зрителей с западноевропейским искусством из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и посвящена одному из самых популярных, демократичных, декоративных и интересных жанров живописи – натюрморту.
На выставке представлено свыше 20 живописных произведений мастеров ведущих художественных школ Западной Европы XVII – первой половины XX века: Голландии, Италии, Фландрии, Германии, Франции и др., в творчестве которых значительное место принадлежало изображению объектов живой и неживой природы. В их числе работы Яна Веникса, Мельхиора де Хондекутера, Мишеля де Буйона, Жана-Батиста Роби, Лоренцо де Каро, Анри Фантен-Латура, Алексея Явленского, Пабло Пикассо.
Термин «nature morte» (франц. «природа мертвая») вошел в употребление в середине XVIII столетия во Франции, а в XVII веке, когда молодой жанр европейского искусства достиг вершины популярности и переживал первый расцвет – свой «золотой век», картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и др. именовали описательно – по главному мотиву композиции. На выставке экспонируются следующие типы натюрмортов: завтрак («banketje»), горшок с цветами («blompot»), венок из цветов («blommencrans»), суета сует («vanitas») и более поздние его разновидности – охотничьи трофеи и птичий двор. С XVII по XIX век натюрморт в своем развитии прошел путь от аллегорического повествования к реалистическому изображению действительности. Произведения на выставке позволяют получить представление об общем ходе эволюции жанра, его своеобразии, главных особенностях, они демонстрируют многообразие тем и мотивов, характеризующих европейский натюрморт.
На рубеже XIX–XX веков наступила пора нового расцвета жанра. Были открыты другие возможности и средства натюрморта, во многом изменившие взгляд на него, и пришло время совсем иных художественных решений. Насколько разнообразными, необычными и неожиданными стали задачи натюрморта, демонстрируют отдельные произведения XX века, в частности «Букет» П. Пикассо, знакового художника столетия.
В экспозицию также вошли предметы, служившие «натурой» и источником творчества для живописцев. Предметы декоративно-прикладного искусства и домашнего обихода, книги и гравюры, дорогие изысканные изделия и обыденные вещи стали «героями» многих картин, вдохновив мастеров своей формой, материалом, цветом. Они интересны композиционным размещением на полотне и разнообразными эффектами в передаче фактуры. Среди них – бокалы, кубки, кувшины, стекло, дельфтский фаянс, китайский фарфор, майолика, а также часы, скульптура малых форм, гравюры, живопись, книги, словом, все те вещи, которые в то время, когда они служили моделями, жили полной, хотя и «тихой» жизнью.