В экспозиции представлены уникальные авторские работы художника, иконописца, резчика по дереву Геннадия Зубакова и его учеников. Вернисаж приурочен к 65-летию мастера.
Гердауэн – довоенное название посёлка Железнодорожный Правдинского района Калининградской области. Он получил своё имя в честь Гердава – прусского вождя, который во время завоевания Пруссии перешёл на сторону Тевтонского ордена, принял христианство и даже был впоследствии причислен к лику святых. Именно здесь родилась идея создания ярких самобытных росписей, получивших название «гердауэнские эмали». Придуманный Геннадием Зубаковым новый стиль декоративно-прикладного искусства – синтез литовских, польских, русских и немецких народных традиций. Также на выставке экспонируются работы учеников мастера, выполненные в традиционных техниках. Это северодвинская и мезенская росписи, шитьё бисером и камнями, кружевоплетение.
Северодвинская роспись – общее обозначение русских крестьянских промыслов по росписи изделий из дерева, существовавших в сёлах по течению Северной Двины. Такие произведения декоративно-прикладного искусства носят печать единого стиля, который отличается графичностью и яркостью. Северодвинская роспись напоминает северное лето – короткое, долгожданное и очень тёплое. Её отличительные признаки: прорисовка контуров, чётко выделяющихся на светло-охристом, белом, иногда зелёном фоне, сочетание растительного узора с геометрическими мотивами, характерное начертание цветов, веерообразных листьев, изгибов ветвей. Внутри контуров узор заполняли жёлтой, красной, зелёной, иногда синей краской. Типовое единство позволило исследователям объединить эти росписи под общим названием северодвинских. Однако каждый из художественных центров Русского Севера можно рассматривать и как отдельную школу графической росписи со своими неповторимыми стилистическими признаками.
Кроме того, ученики Геннадия Зубакова представят один из наиболее древних русских промыслов – мезенскую роспись, зародившуюся в низовьях реки Мезень Архангельской области, на границе тайги и тундры. Так народные художники украшали предметы быта, которые сопровождали человека от рождения и до старости. Притягивают взгляд экспонаты, густо испещрённые дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в двух основных цветах – чёрном (сажа) и красном (охра). Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Изображения зверей, птиц, урожая, огня идут ещё от наскальных рисунков и являются видом древнего письма, характерным для народов Севера России. Так, например, конь символизирует восход, а утка – порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир и хранит его там до рассвета.