НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Фешина и Бенькова в Музее русского импрессионизма

c 5 июня по 24 сентябряМосква
Фешин Н.И. «Портрет миссис Фешиной с дочерью».1925 (холст, масло, 88,1х80,6 см). Собрание Вадима Коссински, Москва
Фешин Н.И. ''Калифорния''. 1925 (холст, масло, 76,2х91 см). Собрание Александра Дадиани, Москва
Беньков П.П. Старая Бухара. 1931. 82х72 см. ГМВ
Фешин Н.И. «Портрет Антонио Триана». 1930-е гг. (холст, масло, 61х50,5 см). Собрание Александра Дадиани, Москва
5 июня 2019 года в Музее русского импрессионизма открывается выставка "Место под солнцем. Беньков/Фешин". Спустя более чем 90 лет, работы талантливых художников, друзей и коллег, чью жизнь на "до" и "после" навсегда разделила эмиграция, снова будут представлены вместе.

После гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности Павел Беньков и Николай Фешин искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Фешин эмигрировал в Соединенные Штаты, а Беньков, оставшийся на родине, нашел спасение в Узбекистане. Новая выставка расскажет о том, как сложились судьбы художников после нелегкого выбора: уехать или остаться. Чье решение оказалось верным - зритель должен будет определить сам.

На новой выставке в Музее русского импрессионизма Восток встретится с Западом. Весенние акации Самарканда окажутся рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары - рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. Традиционный уклад узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков - рядом с контрастным, колоритным бытом индейцев Америки.

В проекте принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный музей искусства народов Востока, Музей Российской академии художеств (НИМРАХ), Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс. А также 10 частных коллекционеров. К выставке будет выпущен каталог "Место под солнцем. Беньков/Фешин" с обзором творчества художников, научными статьями искусствоведов и историков. А сам проект откроется за несколько месяцев до юбилея Павла Бенькова - 140-летия со дня его рождения.

***

Путь в искусстве Павел Беньков (1879-1949) и Николай Фешин (1881-1955) начинают бок о бок. Два талантливых студента знакомятся в 1901 году в казанском Художественном училище. Становятся друзьями и едут поступать в петербургскую Академию художеств. Николай Фешин попадает в переполненную и невероятно популярную мастерскую Ильи Репина. А Павел Беньков - в мастерскую Дмитрия Кардовского, ученика Репина. За повышенное внимание к цвету Беньков получает у студентов прозвище "Тициан". Когда появляется возможность, он едет на каникулы в Европу, учится в Париже в Академии Жюльена.

Окончивший академию с медалью Николай Фешин тоже посещает Францию, Германию, Италию и Австрию. Его работы участвуют в выставках в Мюнхене, Риме, Амстердаме, Венеции, Нью-Йорке и Сан-Франциско. На выставке 1910 года в Питсбурге работы Фешина висят рядом с картинами Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея. Но даже в этой компании мастерство русского художника отмечают и публика, и критики, и американские коллекционеры.

После учебы в Академии художеств Беньков и Фешин возвращаются в Казань, преподают в училище, которое заканчивали. Необыкновенно контрастная пара: благородный, замкнутый Фешин и душа любой компании - Беньков. Их постоянно сравнивают, вызывают на соперничество. Даже студенты, обожающие своих педагогов, делятся на "беньковцев" и "фешинцев".

Революция и гражданская война переворачивают привычную жизнь. В училище отключают отопление. Фешин и его ученики работают в пальто, валенках и варежках. Раздобыть краски и холст в голодной, захваченной эпидемиями Казани почти невозможно. Тем временем Павел Беньков едет в Иркутск с отступающими белыми войсками. Он тоже застает страшный голод, разруху, безденежье. Работает в Иркутске и Омске как театральный художник. После прихода к власти красных вступает в Ассоциацию художников революционной России, много ездит по стране и снова возвращается в Казань, пишет революционные сюжеты. Перед художниками, как и перед всей русской интеллигенцией, встает глобальный вопрос: "Уехать или остаться?". Пути Павла Бенькова и Николая Фешина расходятся.

В 1923 году семья Фешина прибывает в Штаты. Здесь его ждут. Одна за другой в Чикаго и Нью-Йорке открываются персональные выставки. Покровители-коллекционеры покупают картины прямо с мольберта, делают заказы, представляют Фешина известным арт-дилерам и директорам музеев. Он попадает в эпицентр эмигрантской артистической жизни Нью-Йорка. Казалось бы, после лишений войны наступает долгожданная благополучная жизнь. Но у Фешина открывается туберкулез…

Репрессии родственников жены, смерть сына от первого брака и неудовлетворенность творчеством преследуют Павла Бенькова на родине. В 1928 он впервые посещает Бухару, а уже через год переезжает в Узбекистан навсегда. Южное азиатское солнце и местный колорит дарят силы и вдохновение.

Из-за болезни Николай Фешин вынужден покинуть Нью-Йорк в поиске более подходящего климата. Новым домом становится маленький, затерянный в горах, городок Таос в штате Нью-Мексико. На фоне грандиозной природы здесь смешивается все: традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, американцев и эмигрантов-европейцев, провинциальная размеренность и бурное течение жизни пестрой художественной колонии. Необычайно плодотворный период в жизни Фешина снова оборачивается трагедией: любимая жена подает на развод.

В Самарканде Павла Бенькова застает Великая Отечественная. В эвакуацию со студентами художественных вузов приезжают Сергей Герасимов, Игорь Грабарь, Роберт Фальк, Дмитрий Фаворский. Беньков работает рядом с ними. Он не пишет батальных полотен, но принимает активное участие в создании агитационных плакатов.

Николай Фешин снова ищет место под солнцем - с дочерью он перебирается в Калифорнию, в Лос-Анджелес. Начинается сотрудничество с галереей Стендаля, он отправляется в путешествие по Мексике, Японии, возвращается к работе с учениками в собственной студии в Санта-Монике.

За 20 лет Павел Беньков превращается в Самарканде в местную легенду: грузный "барин" с тросточкой, разъезжающий по городу в тарантасе. Он покупает на свои деньги холсты студентам, из-за больного сердца уже с трудом выходит на пленэр - его выносят в кресле писать тихие самаркандские дворики. 16 января 1949, на 70-м году жизни, после продолжительной болезни Беньков умирает. Его вклад долгое время носило Самаркандское художественное училище и улица, на которой жил мастер.

Николай Фешин уходит из жизни во сне 5 октября 1955-го, всего за месяц до своего 75-летия, в Санта-Монике. Спустя 21 год его прах перезахоронят на родине, в Казани. В городке Таосе по сей день располагается музей Николая Фешина, в том доме, который художник строил сам во время одного из самых счастливых и плодотворных периодов в своей жизни.

***

Непростые, драматичные судьбы Павла Бенькова и Николая Фешина были полны трагических поворотов и творческих подъемов. Поиски места под солнцем, которые закончились для Фешина эмиграцией, а для Бенькова переездом, подарили художникам новые темы и новый живописный колорит. Но эти поиски стали вместе с тем причиной долгого и длинного пути Николая Фешина и Павла Бенькова к российскому зрителю. И если возвращение Фешина состоялось еще в 70-е годы, то Бенькова - только в наши дни.

www.museum.ru/N72694
Ваше мнение »»

»»Музей русского импрессионизма
Адрес:город Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Проезд:Ст. м."Белорусская", далее 10 мин. пешком
Телефоны:(495) 145-7555 (колл-центр)
сайт:rusimp.su/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка "Транспорт России. Сквозь время – в будущее" в Музее современной истории России

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru