Государственный музей-заповедник "Петергоф"
В Дворцово-парковом ансамбле "Ораниенбаум" эавершено воссоздание живописи в Церковном павильоне Большого Меншиковского дворца.
В архивах сохранились немногочисленные фотографии, запечатлевшие фрагменты живописного убранства интерьера храма до его уничтожения в 1939 г. Эти материалы, а также иконографические и стилистические аналоги XVIII в. позволили в наше время поставить такую задачу, как воссоздание утраченной живописи иконостаса и 39 стенных картин. Научные материалы к воссозданию подготовлены ведущим специалистом по изучению объектов культурного наследия ГМЗ "Петергоф" М.А. Павловой. Над воссозданием живописного убранства работали в 2015-2018 гг. художники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина под руководством Ю.Г. Боброва.
В ходе анализа исторических фотографий живописи Церковного павильона было установлено, что оригинальные композиции четвертого и пятого ярусов, созданные в 1759 году по заказу великого князя Петра Федоровича "живописного и финифтяного дела" мастером А. Алмазниковым, в отличие от более поздних икон нижних ярусов, имели конкретный иконографический прототип. Это гравированные изображения из лицевых Библий, ввозимых из Западной Европы. Опора на данный прототип, а также привлечение широкого круга западноевропейских графических и живописных аналогов XVI-XVIII вв., позволили реставраторам максимально точно воссоздать иконографию и стилистику сложных сюжетных композиций верхних двух ярусов, детали которых практически не читались на исторических фотографиях.
Историческая справка:
Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя А.Д. Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм, задуманный как триумфальный памятник морским "викториям" петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, став средоточием религиозной жизни Ораниенбаума.
Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Купол и верхний ярус стен были расписаны "живописным письмом". Главное украшение интерьера - великолепный золоченый и серебреный иконостас - создавался в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. Стены храма были украшены лепными гирляндами, рокайлями, головками херувимов, выполненными по проекту Антонио Ринальди. Лепной декор служил обрамлением для 39 картин, расположенных на стенах в несколько ярусов. По своим стилистическим и иконографическим особенностям стенная живопись находилась в одном ряду с крупнейшими иконописными ансамблями второй половины XVIII века. Окончательный облик интерьера придворной церкви сложился к концу XVIII столетия.
Со времени закрытия церкви в 1930-е годы здесь находились мастерские Гидрографического отдела Балтийского флота. Убранство летней церкви св. Пантелеймона и ее зимнего придела Св. равноапостольных Константина и Елены было демонтировано.
Реставрация храма началась в 2009 году. В сентябре 2018 года в помещениях бывшей дворцовой церкви открылась музейная экспозиция, рассказывающая об истории храма и его прихода. В неё входят более 130 экспонатов - произведений мебельного и декоративно-прикладного искусства, иконописи, шитья, гравюры и печатной графики из фондов ГМЗ "Петергоф", в том числе ряд подлинных предметов из убранства Церковного павильона и Зимней церкви XVIII - нач. XX в.