ТРОПОЙ ЛОТОСА. Искусство Востока из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и частных коллекций
Выставка приурочена к 95-летию музея. В экспозиции, развернувшейся в двух залах Врубелевского корпуса, представлено свыше 250 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Бурятии, Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая, Монголии, Японии – стран, объединенных культурой буддизма.
Такой географический охват обусловлен, прежде всего, исторической традицией изучения и коллекционирования «восточных редкостей», заложенной еще Западно-Сибирским отделом Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО). Он был учрежден в Омске 10 мая 1877 года и занимался изучением Западной Сибири и сопредельных с ней регионов Средней Азии и Западного Китая. Важнейшей частью работы отдела были экспедиции по Алтаю, Казахстану, Средней Азии, Монголии, Китаю, Тибету. Собранные коллекции вошли в состав Западно-Сибирского Краевого музея и впоследствии были разделены между Омским государственным краеведческим музеем и Омским музеем изобразительных искусств. Часть предметов поступила в коллекцию из Государственного музейного фонда (Москва, Ленинград) и расформированного музея Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля (Омск). Ряд произведений в разные годы был приобретен или получен в дар из частных собраний Омска, Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ.
Удачно дополняют экспозицию предметы, любезно предоставленные коллекционерами Омска. Это уникальная возможность познакомить зрителей с произведениями, никогда ранее не демонстрировавшимися широкой публике.
Название выставки связано с одним из восьми символов Дхармы – цветком лотоса, визуальное воплощение которого присутствует на многих произведениях искусства стран, объединенных учением буддизма. Лотос на Востоке – символ Бодхи, или Просветления – пробуждения от сна неведения и духовного совершенства. Как цветок прорастает в сумраке из тины и раскрывается во всей красе на водной поверхности, так и существа пробиваются сквозь омрачения сансары, пронося через все перипетии жизни сочувствие и любовь, радость и бесстрашие, мудрость и интуицию. Поскольку семя лотоса зарождается в воде, а не в земле, его считают символом божественного или спонтанного возникновения. Обязательный иконографический признак просветленного существа – лотосовый трон. Он встречается в изображениях будд, бодхисаттв и архатов. Лотос также обозначает седьмой месяц года, лето или раннюю осень и считается благопожелательным символом во всех странах буддийского мира.
Выставка включает два объемных тематических блока: «Храм» и «Дом».
Первый раздел «Храм» посвящен собственно буддийскому искусству во всем его многообразии. На выставке впервые будет показана масштабная вьетнамская храмовая скульптура, рельефы и детали культовых сооружений. Гипсовые слепки с образцов XII века, изображающих мифологических персонажей – львов-стражей ши-ты (ши-тзы) из храма Батам, встречают зрителей при входе в зал. Рельефы со сценами из жизни Будды относятся к уникальной «Башне девяти цветов лотоса» из храмового комплекса Буттхап XIV века. Масштабные, в человеческий рост, скульптуры представляют Будду Шакьямуни в заснеженных горах, архатов Пантхи Младшего и Нагасену из храма Тэйфыонг XVIII века. Зрители также познакомятся с предметами культа: буддийской иконой на ткани (танкой) и ритуальной бронзой XIX – начала XX века с образами Будды Шакъямуни и Будды Амитаюс (Амитабхи), бодхисаттв Ямантаки (убийцы Ямы, гневной формы Маньджушри), Авалокитешвары, Белой и Зеленой Тары. Не обделены вниманием мудрецы и Учителя Востока: тибетский реформатор буддийского учения Цзонкава, китайский основатель даосизма Лао Цзы, родоначальник конфуцианства Конфуций, «восемь бессмертных», святые отшельники (архаты). Здесь же представлены ритуальные колокольчики, курильницы, бронзовые сосуды.
Второй раздел «Дом» связан со светским искусством Японии и Китая и знакомит с наиболее интересными традициями этих стран. Здесь демонстрируются предметы XVII–XX веков из собрания музея и частных коллекций, раскрывающие два особых мира – мужчины и женщины. В космогоническом плане эти начала составляли даосский символ инь-ян, обозначающий «единство противоположностей» – союз светлого, небесного, мужского и темного, земного, женского. В повседневной жизни с каждым из миров была связана своя сфера деятельности. Зритель узнает о «четырех благородных искусствах» и традиционных жанрах китайской живописи – шань-шуй и хуаняо, «четырех благородных символах» и «ста драгоценностях», свадебной обрядности и чайной церемонии, медитации и курении, одежде, аксессуарах и предметах быта, нэцкэ и окимоно.
В экспозиции предусмотрены интерактивные зоны для детей и взрослых.
К выставке подготовлена обширная образовательная программа.