НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Роберто Матта и четвертое измерение

c 10 апреля по 30 июняСанкт-Петербург
Роберто Матта и четвертое измерение
Роберто Матта и четвертое измерение
Роберто Матта и четвертое измерение
С 10 апреля по 30 июня 2019 года в Белом зале Главного штаба Государственного Эрмитажа представлена выставка художника Роберто Матта (1911-2002). Работы одного из последних представителей сюрреализма, практически неизвестного российской публике, экспонируются в России впервые. На экспозиции представлено более девяносто произведений из двадцати трех частных коллекций, в основном из США.

Роберто Антонио Себастьян Матта Эчауррен родился в 1911 году в Сантьяго, Чили. В его жилах текла испанская, баскская и французская кровь. Художник-космополит, Матта жил и работал в Южной Америке, Франции, Мексике, США, Италии, Испании и Англии. По настоянию своих родителей, считавших занятия живописью недостаточно серьезным занятием, Матта закончил архитектурный факультет Католического университета Сантьяго. В 30-е годы, работая в мастерской Ле Корбюзье в Париже, художник сближается с кругом сюрреалистов и активно пробует себя в графике. Андре Бретон, поддержавший поиск молодого художника, писал, что «Матта особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной. В его работах больше ничто не является намеренным, все появляется от желания погрузиться в область божественного».

Смелость, жажда познания, открытость новым течениям в искусстве, глубокий психологизм и интерес к технологическому прогрессу сделали Роберто Матта значимой фигурой в художественном мире. При этом он ни разу окончательно не примкнул к одному из течений в живописи: экспериментируя на стыке искусства и науки, он так и не стал до конца сюрреалистом. Стремление переформулировать ренессансную перспективу с помощь бессознательного и иррационального отдаляло его и от абстрактных экспрессионистов. Отрицая формальные рамки стилей, Роберто Матта всегда проверял свое искусство практикой, стремясь познать глубину человеческой природы. Оказываясь называть себя художником, Матта говорил: «Я не художник. Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам осознать суть глагола «видеть».

Под влиянием идей неевклидовой геометрии, Матта пытался придать форму умственным построениям, создать пространство за пределами видимой, традиционной перспективы. После участия в Международной сюрреалистической выставке 1938 года, во многом благодаря дружбе с английским художником Гордоном Онслоу Фордом, Матта стал исследовать то, что он называл «психологическими морфологиями». Именно Форд познакомил Роберто Матта с трудами Петра Демьяновича Успенского, русского философа и теоретика «четвертого измерения». Матта разделял идею Успенского о том, что четвертое измерение дополняет третье чувством пространства, чувством движения и чувством времени, необходимыми для осознания постоянного и необратимого процесса изменения мира, в котором каждое новое мгновение отличается от предыдущего.

В книге «Tertium Organum» (1912) Успенский пишет, что разум неосознанно "корректирует" то, что видит глаз, чтобы восполнить зрительное ограничение. Так, например, с помощью ментальных концепций мы способны понимать объемы, хотя видим только их внешние поверхности. По Успенскому, именно художник берет на себя особую роль проводника-провидца, который "должен видеть то, что другим недоступно" и "должен обладать даром открывать другим глаза на то что, они не видят сами". Часто, чтобы объяснить свои аргументы, Успенский рисовал геометрические линии, плоскости, кубы и сферы как метафорическое объяснение форм человеческой психики. Роберто Матта перенял использование геометрии для описания невидимых структур. Преодолевая ограниченности человеческого зрения, он стремился создать искусство, которое «видит больше и дальше».

Как и многие художники, с началом Второй мировой войны Роберто Матта эмигрировал в Соединенные Штаты. Примерно на это же время приходится начало его работы в технике масляной живописи. Он прибыл в Нью-Йорк в 1939 году, а год спустя в галерее Джулиана Леви прошла его первая заокеанская выставка.

Со временем Матта в своем творчестве стал тяготеть к монументализму. Его гигантские пятиметровые полотна — «ландшафты сознания» — оказали огромное влияние на молодое поколение американских художников: Джексона Поллока, Аршила Горки и Роберта Мазервелла. Матта много экспериментировал с материалами, текстурными рельефами и создал ряд произведений, написанных флуоресцентными красками. Одним из первых он ввел в свои работы принципы биоморфизма, изображая природные организмы как элементы функциональных технических устройств.

На выставке в Государственном Эрмитаже экспонируется более 90 произведений, дающих возможность познакомиться с уникальной трактовкой пространства и проследить эволюцию стиля Роберто Матта.

Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук; Оксана Саламатина, Фонд Эрмитажа в США.

К выставке готовится научный иллюстрированный каталог, на русском и английском языках.

Выставка «Роберто Матта и четвертое измерение» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта “Эрмитаж 20/21”, призванного собирать, выставлять и изучать искусство XX-XXI веков.

www.museum.ru/N72420
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.06.2019  x    ?  


Карл Росси. Портрет на фоне Павловска

Суворовы и Воронцовы. Две великие фамилии в истории России. Выставка в Воронцовском дворце-музее

Посольские вечера в Царицыне. Литературно-музыкальный вечер «Изумрудный источник»

«Живопись танка. Медитация и философия Востока». Выставка произведений Николая Дудко

«Таблички. 66. Tablichki». Выставка произведений Николая Терещенко

AES+F. Предсказания и откровения

Большая автомобильная выставка-фестиваль «Автокультура в Архангельском»

30-й юбилейный фестиваль «Праздник Дома» ждет своих гостей

«Ассоциации-2019». Занавес

Выставка «Будни и праздники на селе» в Музее хрусталя им. Мальцовых

Эхо "Марсельезы": французский след в российской истории

Музей-заповедник «Царицыно» приглашает специалистов принять участие во II Андреевских чтениях

Арт-превращения в Михайловском саду

Выставка «Блеск стали. Художественное оружие XVIII–XX вв.» в музейном центре «Палаты», г. Владимир

«Это мы!». Выставка произведений Игоря Смирнова

Музей В.А. Тропинина представляет искусство акварельного портрета

Юбилейная выставка живописи Бориса Семёнова «Творческий путь»

Н.И. Новиков и русское просвещение

Выставка "Библия Пискатора" в Третьяковской галерее

Геннадий Бодров. Простой мотив

Международная конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей»

Выставка «Искусство Марки» в Музее-усадьбы «Архангельское»

Возрожденная коллекция усадьбы Степановское-Волосово

Выставка «Это всё натюрморт...» в музейном центре «Палаты»

Выставка Гильдии мастеров декоративно-прикладного искусства в Петрозаводске

В Доме на Зубовском бульваре открылась выставка «Литература ХХ века. Шедевры…»

Элио Чиол. От неореализма к Аквилее

Выставка «Жар-птица. Второе издание» по поэме Генриха Сапгира

Выставка «Караванный путь марийцев: от Волги до Урала» в Саратовском областном музее краеведения

Вера Петрова «Кут (Душа)»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru