В Государственном музее истории религии открылась выставка советского агитационного искусства.
После Октябрьской революции 1917 года к власти в России пришла Коммунистическая партия большевиков во главе с В.И. Лениным, ставившая целью разрушить до основания старый мир и создать на его развалинах социалистическое общество, свободное от частной собственности, социального неравенства и эксплуатации. Партийный гимн «Интернационал», являвшийся до 1944 года и Государственным гимном СССР, обещал народам России: «Мы наш, мы новый мир построим, – кто был ничем, тот станет всем».
С первых дней пребывания у власти большевистская партия стала уделять большое внимание вопросам пропаганды. Уже в апреле 1918 года Ленин выдвинул идею популяризации коммунизма с помощью «монументальной пропаганды» – установкой гипсовых памятников выдающимся революционерам, переименованием и праздничным оформлением улиц, надписями на фасадах домов и пр.
Большую роль в становлении советского агитационного искусства после Октября сыграла новая партийная программа, принятая в марте 1919 года на VIII съезде. Программа провозгласила коммунистическое учение идеологией советского государства и объявила о разворачивании в стране широкой коммунистической пропаганды. Партийное руководство предлагало пропагандистам использовать все доступные средства и методы: митинги, собрания, лекции, листовки, брошюры, систему школьного и внешкольного образования, избы–читальни, театр, кинематограф.
С этого времени искусство становится важным элементом советской агитационно-пропагандистской системы. Как известно, созданные пропагандой образы и символы имели для многих поколений советских людей гораздо большую реальность, чем окружавшая их действительность. Мифы заменяли им жизнь. Этот феномен в немалой степени объясняется использованием в пропаганде произведений искусства, воздействовавших, прежде всего, на психологию, эмоциональный мир человека.
На выставке «Мы наш, мы новый мир построим…» представлены картины, плакаты, панно, скульптура, мелкая пластика и другие произведения советского агитационно-массового искусства из собрания ГМИР. Многие предметы экспонируются впервые. Среди наиболее интересных экспонатов – плакаты и картины, созданные известными советскими художниками В. Дени, Д. Моором, А.А. Дейнекой и др., мстерские шкатулки 1930-х гг., а также лаковые мстерские панно 1980-х гг. Последние отражали реалии советского образа жизни и были выполнены художниками Мстеры, известного в России центра миниатюрной лаковой живописи, специально по заказу Музея истории религии.
Выставка освещает все важнейшие периоды советской истории с 1918 до середины 1980-х годов: Гражданскую войну, НЭП, 1930-е годы, хрущевскую «оттепель» и брежневский «застой». Помимо вопросов антирелигиозной политики, материалы выставки затрагивают и многие другие аспекты советской жизни: экономические, социальные, культурные, внешнеполитические и т.д. Выставка является своеобразной художественной иллюстрацией к истории строительства социализма в России ХХ века в целом.