7 марта 2019 года накануне Международного женского дня во Всероссийском музее декоративного искусства открывается новый выставочный проект куратора Татьяны Палеевой «Плоскость. Пространство. Геометрия», организованный East Meets West Gallery.
Участниками проекта стали заслуженный деятель искусств РФ, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова Федор Львовский, народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Наталья Мурадова и лауреат нескольких Международных керамических биеннале в Сеуле (Корея), премий Союза дизайнеров «За высокий дизайн» Виктор Решетников.
Федор Львовский – признанный мастер настенных классических гобеленов, текстильных панно и занавесей, которые находятся в залах заседания Дома правительства РФ, в мэрии Москвы, в Политехническом музее. Наталья Мурадова всю жизнь занимается текстилем. Ее высокохудожественные произведения украшают резиденцию Президента РФ в Кремле, Государственную Третьяковскую галерею, пространства Верховного суда РФ в Москве, Министерства иностранных дел РФ. Виктор Решетников работает в керамике, создавая из отдельных простых геометрических форм модульные структуры и объемно-пространственные композиции.
Все авторы не раз были участниками как персональных, так и групповых выставок монументально-декоративного искусства во Всероссийском музее декоративного искусства.
Отдавая каждому автору свое индивидуальное пространство, куратор приглашает нас сначала познакомиться с идеями, художественными принципами и приемами каждого из них, а затем объединяет их в общем зале. Так, не только демонстрируется богатство и разнообразие возможностей работы с разными материалами при новаторском и авторском подходе авторов, но и показываются их сходства и различия с точки зрения пространственных и архитектурных особенностей интерьера.
На выставке представлены разные виды текстильных произведений Федора Львовского от монументального классического гобелена, настенных панно до объемно-пространственных композиций. В последние годы в сферу его главных интересов входят две темы: авангардные композиции, опирающиеся на традиции искусства русского авангарда, и гармонизация соотношения человека и природы, шире — человека и космоса. Его «… монументальные образы ассоциативны и подобны движению природных, космических сил» (Н.П. Бесчастнов). Они не только служат задачам ритмического, декоративного и объемно-пластического разнообразия интерьера, но и являются полноценными образными авторскими произведениями, которые наполнены звучанием цвета и света и обращены к тому, что называют «мировой гармонией».
Наталья Мурадова ушла довольно далеко в сторону от традиционной шпалеры, сохранив при этом во многих работах плоскостной характер авторских произведений, которые не всегда правомерно называть текстильными.
В ее работах используется широкое разнообразие чисто текстильных техник, таких как классическое ткачество, вышивка, шитье, печать на ткани, роспись на ткани и другие. Она прекрасно владеет техниками ассамбляжа, пэчворка и теми, которые обычно используются в создании национального костюма: украшение вышивкой, стеклярусом, аппликация, включение разнофактурных материалов и др.
Многие произведения, например, печать на холсте, акварель на бумаге, являясь формально не текстильными произведениями, «имитируют» гобелены и воспринимаются зрителем как таковые. В то же время сложные произведения, комбинирующие классические текстильные техники с технологическими приемами фотографии, живописными и графическими частями, а также элементами украшений, представляют собой уникальные авторские живописные текстильные полотна, создающие неповторимый и оригинальный стиль Натальи Мурадовой.
Отдельно необходимо сказать о сложной философской и поэтической составляющей ее произведений. В некоторых из них текст включается в ткань произведения и становится равноправной его частью наравне с текстильными, живописными, фото и графическими частями.
Виктор Решетников продолжает в своем творчестве традиции авангарда, в особенности Казимира Малевича и Василия Кандинского. Соединяя эти традиции с идеями конструктивизма, он выстраивает из керамических объектов многомерные структуры, комбинируя подобные формы в заданном ритме. Иногда это пластические формы, уподобляющиеся сложным природным образованиям, которые связаны с биологическими формами. «У меня неизобразительная керамика, бессюжетная, форма, фактура, размер, цвет – моя песнь, вот, что мне интересно… Сегодня из фарфора, красной глины делают совершенно неожиданные формы, с учетом открытий бионики, использования микроскопа. Возможность увидеть на клеточном уровне рождает новую форму. Новые объекты создает не сюжет, а именно природное совершенное формообразование, которое выкристаллизовалось за тысячи лет» (В. Решетников).
Сам автор считает, что на формирование его стиля оказали влияние японская и европейская архитектурные традиции, а также ландшафты и традиции родной ему Осетии.
Он сам определяет свой стиль как новый минимализм и конструктивизм. Особенно ценным автор считает экспериментирование с различными материалами и формами.
«Выставка «Плоскость. Пространство. Геометрия» наглядно демонстрирует достижения ее участников – разработку и освоение новых технологий и художественных приемов, постижение всё новых граней выразительных возможностей привычных материалов, соединение традиционных и новых методов изобразительного искусства». (Е. Романова).
Выставка работает во Всероссийском музее декоративного искусства с 7 марта по 7 апреля 2019 года.