Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку французской рекламы конца XIX - начала XX века "Афишемания". В экспозиции будут показаны 130 афиш из собрания музея, которые познакомят с историей рождения и эволюции плаката как вида искусства. Зрители увидят работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы - Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта и других авторов.
Как часть художественного процесса плакат несет в себе отражение различных направлений в искусстве, иллюстрируя присущие им особенности и авторский почерк каждого. Благодаря афишам из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина можно проследить историю искусства целой эпохи во Франции - Belle ?poque. Кроме того, художественная реклама XIX века - это документальное свидетельство своего времени. Откликнувшись на основные события века, афиша отразила характер различных политических партий, послужила рупором идей социалистов и анархистов, сыграла огромную роль в судьбе и карьере отдельных политиков и государственных чиновников, продемонстрировала достижения науки и техники. Она расширила пространство культурной среды, превратив улицы европейских городов в выставочные залы. Выполняя свою основную функцию - коммерческое рекламирование товаров и услуг, - афиша явилась полем для экспериментального поиска новых форм в искусстве, проводником передовых идей, оказала серьезное влияние на развитие и распространение художественных стилей - ар-нуво и ар-деко и во многом определила эстетику эпохи.
В 1889 году коллекционер графики и автор справочного издания о французских граверах XIX века Анри Беральди впервые включил в свой труд рекламную графику. Это было первое авторитетное признание иллюстрированной рекламы как вида искусства. Во вступлении Беральди писал, что "из всех видов современной графики именно афиша доставляет сегодня столько радости и переживания настоящему любителю" и что "каталогизация афиши важна так же, как и любого вида гравюры".
"Афишемания" - такой диагноз метко поставил обществу публицист и литератор Октав Юзанн, описав ее симптомы в статье о коллекционировании афиш в журнале, посвященном обзору книжных новинок. С момента появления на улицах Парижа произведений Жюля Шере, Адольфа Вийетта и братьев Шубрак в конце 1860-х - 1870-е годы к азартной охоте собирателей гравюр подключились любители афиш, составившие к концу XIX века целую армию. Этой страсти были подвержены решительно все, независимо от возраста и рода занятий: и обладатели непритязательного вкуса, и снобы. В истории искусства трудно найти подобный пример всеобщего увлечения коллекционированием, каким было собирательство литографических "икон нового времени".
Художники, поднявшие рекламу на уровень произведения искусства, спровоцировали небывалый интерес публики и обеспечили афише роль главного объекта на художественном рынке того времени. Афишемания повлекла череду преступлений. В 1890-е годы во французской прессе подробно освещались судебные процессы о скупке и укрывательстве тиражей плакатов для искусственного завышения цен, разоблачались сговоры торговцев и коллекционеров с расклейщиками рекламных фирм, обсуждались ночные хищения в издательствах, спекуляция и, наконец, банальное воровство афиш со стен. Заказчик рекламы "Мексиканского шоколада", оплативший весь выпуск, публично обвинял издательство в махинациях с тиражом, упрекал в недостаточном размещении афиш Эжена Грассе на улицах и наличии большого их количества у торговцев эстампами.
Признание иллюстрированной рекламы как искусства благородного и достойного залов Парижского салона подтверждалось успехом выставочных проектов. В 1889 году на Всемирной выставке, где демонстрировались мировые достижения науки, техники и культуры, искусство Франции наряду с живописью было представлено литографированной афишей. Экспозиция была открыта с мая по ноябрь и воспринималась посетителями как показ исторического развития и эволюции нового жанра в искусстве. Образцы прикладной графики здесь прозвучали как произведения искусства, отмеченные разнообразием авторских почерков и художественной оригинальностью.
В России коллекционирование плакатов в ХIX столетии не получило широкого распространения. Увлеченно художественную рекламу собирали два московских коллекционера - известный знаток гравюры Павел Эттингер и представитель российского предпринимательства Фёдор Фёдоров. Благодаря им сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина обладает одной из самых больших коллекций французской литографированной афиши в России. В нее входят работы художников второй половины XIX и начала XX века, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы. Это пионеры литографированных объявлений с иллюстрациями для витрин книжных магазинов Поль Гаварни и Леон Шубрак, создатель жанра художественной афиши Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо. Работы этих мастеров будут представлены на выставке в семи разделах, отражающих различные темы и аспекты искусства плаката: "Стены, заборы, витрины", "Живопись улиц", "Кабаре, театр, выставки", "Музы коммерции", "Велосипеды, аэропланы, шины", "Вино, табак, консервы", "Стиль эпохи: ар-нуво".
Куратор: Ирина Никифорова, ведущий специалист отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков
Даты проведения: 21 февраля - 21 апреля 2019
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (Москва, Волхонка, 14)