Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Дом-музей Ф.И. Шаляпина
Представляют выставку "Татьяна Чурсинова. Facebook handmade"
9 - 28 февраля 2019
Выдающийся петербургский художник, книжный иллюстратор, мастер росписи по тканям, квилта (стеганое вручную панно из лоскутов ткани) и текстильной игрушки Татьяна Чурсинова открывает вторую персональную выставку в Музее театрального и музыкального искусства под названием "Facebook handmade". В масштабных текстильных панно, сделанных подчеркнуто ручным способом, запечатлены "аватарки" современников художника. Ироничные портреты писателей-классиков и модных персон перемешаны с образами соседей, фейсбучных друзей и незнакомцев. Этот одновременно остроумный и лиричный проект окружают работы из других известных серий Татьяны Чурсиновой: хармсианские "Случаи из жизни", яркие среднеазиатские и африканские мотивы, "Рыбы" в дополнение к традиционным для художника "Птицам", уникальный кружевной "Ноябрь".
Вернисаж выставки Татьяны Чурсиновой "Facebook handmade" состоится 8 февраля в 18.00.
Кто лучше художника объяснит его работу? Татьяне Чурсиновой, мастеру с изысканным чувством стиля и юмора, для экспликаций не нужен куратор. Художник красноречив не только в своих работах, но и на словах.
Татьяна Чурсинова о работах выставки:
"Facebook handmade": В новостной ленте фейсбука то и дело появляется тема "вы можете их знать": вам предлагают друзей друзей, вы видите длинный ряд аватарок незнакомых людей (встречаются и знакомые). Аватарки не только портретные: у кого-то детский рисунок, у других котики, собачки, пейзажи, натюрморты, машины, античные обломки, птички, практически все, что можно вообразить. Мне показалось любопытным сделать большую серию портретов, включив туда обязательно несколько всем известных людей, и перемешать их с "непортретными" сюжетами. Как и есть в Facebook. Использовала только ручное шитьё и вышивку. Для контраста с "цифрой". Портреты появлялись из разных источников: некоторые из телевизора (бородатые интеллигенты, элегантные дамы), другие из метро (узбек и кавказец), араб появился потому, что попросился ко мне в друзья в Facebook. Потом появились писатели (из книг), первый - Пушкин! Писатели ворвались и в какой-то момент сильно потеснили телевизионных незнакомцев. Те не сдавались: появился красавец-цыган в шляпе, актриса из старого детектива, африканец - как возможный потомок Пушкина... В целом моя галерея оказалась интернациональной, хотя я не ставила такой цели. А ещё она оказалась бесконечной".
"Птички": Когда я начинала этот фриз, у меня в мыслях не было, что он будет девятиметровым, я знала лишь, что вещь будет узкой и длинной. По мере того, как она удлинялась, в ней появлялось непредусмотренное мной стремление к самостоятельному росту. Потребовалось некоторое усилие, чтобы это остановить.
"Чёрное море": Всё птицы и птицы, а почему не сделать рыб? Какое невероятное богатство форм, фактур, цвета. Загадочная рыбья жизнь. Медузы и креветки позируют не хуже птиц и ткани нашлись подходящие.
"Ноябрь": Сочетание разных по фактуре и цвету холстов и кружев, часто старых и разных, давно меня интересовало, из этих материалов я делала декоративные занавеси. В этой работе я добавила сюжет - деревенские пейзажи с первым снегом, минимум вышивки.
"Случаи из жизни": Все картинки, которые вошли в три больших панно, связаны между собой только колоритом и материалами. Это абсурдная смесь разнообразнейших сюжетов. Раньше они были страничками календарей (в 2013 и 2014 годах я делала календари с текстильными аппликациями). В них все было по-календарному - зимние сюжеты со снегом, осенние с дождём и т. д., но я перемешала их, добавила новые картинки из соображений общей композиции, так они с тех пор и живут.
"Календарь", "Натюрморт с пиалами", "Африка": Средняя Азия - моя любимая тема с 1980-х годов. Некоторое время назад все сколько-нибудь "азиатские" ткани у меня закончились, и тут узнаю, что подруга едет в Самарканд! Удача, прошу её привезти несколько образцов. Она привозит потрясающе прекрасные икаты (традиционные восточные ткани с характерным узором) и полосатые "халатные" ткани очень красивых цветов. Сразу становится ясно, что делать - Календарь про Азию. Если в Азии я была и она оставила очень глубокий след в моей памяти, то в Африке я не была никогда, но с давних лет люблю её искусство - из книг, выставок, фильмов, фотографий. Люблю невероятную грацию африканцев, их скульптуру, традиционную одежду, украшения, прически, национальные ткани, домашнюю утварь; попробовала выразить свою любовь ко всей этой красоте.
Татьяна Чурсинова родилась в 1946 году. Окончила СХШ при институте им И.Е.Репина Академии Художеств СССР. В 1969 году окончила ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, текстильное отделение. С 1972 года начала работать в Комбинате ДПИ, где 20 лет занималась росписью тканей для общественных интерьеров. В эти же годы работала над иллюстрациями к детским книгам в нескольких издательствах Москвы, Ленинграда и Токио. С 1991 года делает квилты и текстильные игрушки. Участник многих российских и международных выставок, среди которых - "Женщины и птицы", роспись по шелку, Хельсинки (2000), "Птицы и ангелы", квилты и куклы, Хельсинки (2006), "Теплый свет", квилты и графика, Санкт-Петербург (2011), "Восточный каталог", квилты, Шереметевский дворец - Музей музыки (2017). Работы находятся в коллекциях Музея прикладного искусства (Москва), Музее кукол и Музее игрушки (Санкт-Петербург) и частных собраниях.