В рамках Дней Эрмитажа в Омске
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Выставка одной картины «Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих “Пейзаж с караваном”. Из собрания Государственного Эрмитажа»
Выставка работает с 1 ноября 2018 по 3 февраля 2019
Государственный Эрмитаж – один из крупнейших и наиболее значимых художественных и культурно-исторических музеев мира. Его история началась с коллекций произведений искусства, приобретенных Екатериной II.
11 февраля 1764 года императрица подписала «Указ о принятии от берлинского коммерсанта и фабриканта Иоганна Эрнста Гоцковского собрания картин», состоявшего из 317 предметов и изначально предназначавшегося ее политическому сопернику – прусскому королю Фридриху II.
В составе коллекции Гоцковского в Эрмитаж поступил и «Пейзаж с караваном» (вторая половина 1750-х) кисти саксонского художника Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха (1712–1774).
При жизни Дитрих достиг широкого признания не только в Германии, но и во всей Европе. Он прославился как «художник всех школ» – мастер, способный воссоздать в своих работах манеру любого знаменитого предшественника. Слова «во вкусе» и «в манере» неотступно были связаны с его профессиональной деятельностью, сначала принося художнику аплодисменты современников, а затем осуждение потомков. Картины Дитриха, среди которых особенно ценились созданные в подражание Рембрандту, пользовались высоким спросом у многочисленных коллекционеров самых разных сословий – королей, курфюрстов, министров, дипломатов, банкиров, чиновников, зажиточных бюргеров.
До сих пор его работы в музейных и частных собраниях иногда значатся под именами голландских мастеров XVII века.
В своих произведениях Дитрих, безусловно, пошел дальше простого подражания признанным живописцам. Именно в жанре пейзажа художник добился самых значительных успехов, почувствовал свободу творчества и преодолел качественную разницу между отсталой немецкой живописью и достижениями европейских мастеров. «Рафаэлем нашего и всех времен в пейзаже» назвал его художественный критик, теоретик искусства и археолог второй половины XVIII века И. И. Винкельман.
В представленной на выставке работе «Пейзаж с караваном», написанной после его поездки в Италию 1740-х годов, Дитрих сочетает композицию со спускающимися с гор пастушьими стадами, навеянную гравюрами Джованни Бенедетто Кастильоне (1609–1664), с голубовато-перламутровым колоритом во вкусе Филипса Воувермана (1619–1668). Роскошные ландшафты окрестностей Рима дали художнику импульс, вызвавший эволюцию в его творчестве. Как в живописных, так и в графических работах появилась уверенность, он овладел мастерством композиции, освоил решение пространственных задач, технику передачи атмосферы, создавая настроение с помощью самых скупых художественных средств.
Формат выставки одной картины позволяет в полной мере оценить художественные достоинства небольшого живописного произведения «Пейзаж с караваном» из собрания Государственного Эрмитажа, обладающего высокой художественной и исторической ценностью.
Кураторская группа: Мария Гарлова (Санкт-Петербург), Ирина Симонова (Омск), Елена Реутова (Омск).
Врубелевский корпус, г. Омск, ул. Ленина, 3