С 6 октября по 25 ноября во Врубелевском корпусе музея (ул. Ленина, 3) работает выставка из цикла "Знаменитые коллекции России" "ПИТЕР ПАУЭЛ РУБЕНС И ЕГО ВРЕМЯ. Живопись и гравюра европейского барокко. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств".
Впервые в Омске зрители познакомятся с картиной одного из величайших художников мира – Питера Пауэла Рубенса. Масштабное полотно «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» (1615-1620, размеры: 180 х 152 см) и 39 графических листов выдающихся мастеров Голландии, Фландрии, Франции, Англии XVI-XVII веков предоставлены для экспонирования Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств.
Картина как копия неизвестного художника с оригинала Рубенса, находящегося в собрании Музея истории искусств (Художественно-исторического музея) в Вене, была передана в ирбитский музей в 1976 году из собрания Государственного Эрмитажа. До революции 1917 года находилась в коллекции известного врача, профессора Петербургской медико-хирургической академии А.В. Якобсона. В ходе реставрации и технико-технологических исследований (физико-химического исследование красочного слоя и грунта), проведенных в 2012 году, специалисты Государственного Эрмитажа – Наталья Ивановна Грицай, кандидат искусствоведения, заведующая сектором живописи XIII–XVIII веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства, и Виктор Анатольевич Коробов, руководитель Лаборатории научной реставрации станковой живописи – подтвердили принадлежность полотна кисти Рубенса. В конце 2012 года произведение было представлено публике как работа знаменитого фламандского мастера, в церемонии открытия выставки принял участие заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию Владимир Юрьевич Матвеев.
В числе известных авторов, графические произведения которых вошли в состав выставки в Омске, – Лукас ван Лейден (Лука Лейденский), Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк.
Экспозиция включает четыре раздела. Первый посвящен полотну Рубенса и истории его реставрации. Второй раздел объединил графические произведения предшественников Рубенса (Лукас ван Лейден, Ханс Колларт, Хендрик Голциус, Якоб де Гейн младший и др.), чье искусство отражает сложные, противоречивые пути становления культуры Возрождения в Нидерландах, где национальная традиция взаимодействовала с мощным влиянием итальянского Ренессанса. Третий раздел включает репродукционную гравюру со знаменитых и менее известных живописных и графических оригиналов Питера Пауэла Рубенса, выполненные виртуозами своего дела – Питером Соутманом, Лукасом Ворстерманом, Пауэлем Понтиусом, Схелте Болсвертом и др. В четвертым разделе представлены гравюры мастеров, творивших в одно время с Рубенсом или уже после его кончины. Здесь, разумеется, внимание привлекает группа листов, связанных с деятельностью Антониса ван Дейка, которого можно смело назвать преемником «короля живописцев». Своеобразным апофеозом поклонения Рубенсу является грандиозная гравюра «Тайная вечеря» на девяти досках, выполненная французом Полем Дево в 1660-1670-е годы.
Выставка будет сопровождаться образовательной программой, в которой примут участие сотрудники Государственного Эрмитажа.