19 октября в 17-30 в музее «Русский Левша» Союз творческих деятелей «Международная Гильдия Мастеров» открывает постоянную экспозицию книг миниатюрного формата «Библиотека в чемодане».
Гостям музея торжественно будет представлен драгоценный дар - авторская коллекция уникальных книг работы Леонида Колпахчиева, члена-учредителя Национального Союза Библиофилов, художника-реставратора, члена клуба «Бироновы конюшни». Переданная библиотека – два десятилетия кропотливого труда именитого мастера. Великолепное собрание штучных изданий, и каждое - образец высокохудожественного книгоиздания, интеллектуального, ювелирного искусства. Рукотворная книга Л. Колпахчиева - раритет на все времена. Знатоки переплетного искусства высоко оценивают качество особой дизайнерской бумаги, красивую натуральную кожу тончайшей выделки, рисованные обрезы книжных блоков, тисненую и золоченую художественную отделку крышек и корешков, искусную каллиграфию и уникальный иллюстративный материал.
Издревле известно, что создание миниатюрных книг требует мастерства высочайшего уровня. Такие издания не могут быть поточными, обычно тиражи маленьких книжек ограничены: от 1 до 100 экземпляров. Делают книги-малютки энтузиасты переплетного дела, оценить этот труд очень сложно. Времени на изготовление уходит больше. Отступать от принятых норм вёрстки, художественного оформления, печати и переплётных работ нельзя. В маленькой серии каждое ручное творение - самостоятельное произведение искусства со множеством особенностей.
В семидесятые годы прошлого века штатный художник ДК «Ленсовета» Л. Колпахчиев переплетчиком стал неожиданно, был привлечен к спасению книг, сданных в макулатуру. В стране советов наступил период, когда за связку потрепанных книг можно было получить что-нибудь остро дефицитное. В утиль попадали настоящие драгоценности - первоиздания редчайших произведений. Знатоки стали охотится за раритетами в заготовительных конторах. Пачки старых книг несли на восстановление к знакомым переплетчикам. С трудом справлялся с объемом работы и ленсоветовский мастер, привлекал молодежь в помошь и охотно учил своему делу. А дело оказалось доходным и интересным. Леонид Колпахчиев вспоминает, что для переплетных работ в те времена не было ни оснастки, ни оборудования, многие приспособления приходилось изобретать самостоятельно. Проблемой была и качественная бумага для печати.
У жанра книжной миниатюры было два преимущества - маленький расход материалов и гарантированный покупатель-коллекционер. Книги продавались до запуска в работу. Мастеру нравилось решать сложные, нестандартные задачи, увлеченно стал он непревзойденным – в Москве в 1990-е годы Л. Колпахчиев был лауреатом практически всех конкурсов переплетного мастерства.
В авторской лаборатории миниатюрные творения создаются как с помощью старинных технологий, так и с помощью последних технологических достижений в области полиграфии. Приёмы воспроизведения текста различны: текст может быть рукописным и напечатанным цифровым способом, иногда эффектная обложка делается для готового печатного блока.
Сегодня миниатюрные книги восхищают разнообразной бумагой, экзотической кожей, крышками из редких пород дерева, затейливыми орнаментами, коваными и литыми замками из серебра и золота.
Леонид Колпахчиев расскажет истории своих маленьких шедевров и раскроет некоторые секреты сложного переплетного дела, которое, оказывается, во многом сродни кузнечному искусству.
Также на выставке «Библиотека в чемодане» будут представлены книжки-малютки - работы петербургского мастера Бориса Сухомлинова - оставленные музею в наследство за год до смерти издателя. Книги маленького формата были серьезным увлечением и любовью творческого человека, представлялись и были узнаваемы на многих книжных форумах Санкт-Петербурга и России.
Открытие новой экспозиции в музее «Русский Левша» назначено на 19 октября 2018 года – в этот день Александру Галичу, русскому поэту, сценаристу, драматургу, прозаику, автору и исполнителю собственных песен, исполнилось бы 100 лет. В авторском собрании Л. Колпахчиева есть миниатюрные сборники поэзии бардов, среди них два тома стихов мастера слова А. Галича. Леонид Колпахчиев многие стихи знает наизусть. Этой раритетной книгой было решено открыть в музее новый раздел миниатюрного творчества.
На открытии выставки в исполнении Заслуженного артиста Российской Федерации - Леонида Мозгового - прозвучит отрывок из моноспектакля «Изгой». Композиция о трагической судьбе поэта-диссидента под музыку классической гитары виртуоза Сергея Ильина.
В насыщенной жизни культурной столицы России много масштабных, интересных, громких событий, потрясающих концертов. Но есть и нешумные встречи, где тихо говорят, вместе поют и думают о главном, где можно услышать биение собственного сердца и почувствовать, как соприкасаются души. Этот вечер обязательно будет таким.
Выставка «Библиотека в чемодане» открывается для посетителей музея с 20 октября.
Санкт-Петербург, ул. Итальянская, дом 35. Тел для справок – 8 812 3128897. Сайт музея: russian-master.ru/russian-master.com.
-----
Чтобы понять ценность содержательного подарка, ставшего самостоятельной экспозицией и событием в жизни музея «Русский Левша», немного информации из истории миниатюрной книги.
Первые миниатюрные книги появились более 4000 лет назад в Вавилоне, напечатаны они были на глиняных плитках. Однозначного определения, что такое миниатюрная книга, нет до настоящего времени. В России таковой считают издание (в обложке или в переплётной крышке), у которого максимальный размер блока не превышает 100 х 100мм. Формат книги указывается в миллиметрах, первая цифра обозначает ширину, вторая — высоту издания. В других странах (США, Великобритании, Германии, Венгрии) эти параметры книги не должны превышать 3 дюймов, то есть 76 мм. Но среди миниатюрных изданий выделяются те, которые даже на фоне 76 мм выглядят малютками — это микрокниги. Отличительной чертой микрокниг является, несомненно, размер (не более 10х10 мм). Такие «изюминки» невозможно читать невооружённым глазом! Миниатюрная книга, хоть и маленькая, но сохраняет в себе все качества печатных сокровищниц человеческой мудрости.
Ещё из античной истории известен пример Плиния Старшего. В своей «Естественной истории в 37 книгах» он упомянул эпическую поэму Гомера «Илиада», текст которой из 15 686 стихотворений уместился на небольшом свитке пергамента, помещённом в ореховую скорлупу.
При раскопках под Новгородом учёные нашли берестяные грамоты XIII в., среди которых были и миниатюрные грамоты с текстами молитв, в том числе азбука.
В Средние века самыми распространёнными в Европе рукописными книгами были молитвенники, Библии. В силу своей очень высокой стоимости (труд был очень тяжёлый и кропотливый) приобрести их могли только состоятельные люди. Многие раскрашенные от руки книги-манускрипты писались по заказу дворян, аристократов, членов королевских семей. Манерные дамы носили такие диковинки в перчатках.
В Матенадаране (Ереван) находится рукописная книга размером 30х40 мм, датируемая 1434 г. На 104 листках пергамента писцом Оксеном из города Кафа (Крым) каллиграфическим письмом начертаны основы теории календаря.
В Мадриде найден «Часослов Лоренцо Медичи» XVI века — знаменитый шедевр ренессансной миниатюры. Книга размером 40х50 мм в кожаном переплёте с серебряным замком имеет многочисленные миниатюры, страницы украшены причудливыми орнаментами.
После изобретения в Европе в середине XV в. Иоганном Гуттенбергом (г. Майнц, Германия) наборного шрифта — подвижной литеры из металла - география печатания и распространения книг, в том числе миниатюрных, резко расширилась (Германия, Нидерланды, Италия, Франция, Англия, Бельгия). Герард Леу, Петерс Ос ван Бред и целая семья типографов из рода Эльзевиров прославили Нидерланды на весь мир.
На сегодняшний день самой ранней печатной миниатюрной книгой считают «Диурналий» (Dirunale Moguntinum) 1468 г., 65х94 мм, фрагменты которого сейчас хранятся в Национальной библиотеке в Париже. Эту книгу напечатал мелким готическим шрифтом Петер Шеффер — ученик Гуттенберга и продолжатель его дела.
Самой первой печатной миниатюрной книгой в России считают «Святцы», которую напечатал на Московском печатном дворе в 1639 году Василий Бурцов. Издание состоит из семнадцати 8-листных тетрадей форматом 71х97 мм. Текст набран шрифтом «терция», 136 листов не имеют нумерации. Такие издания были и в библиотеке русских царей. Ныне из семи известных экземпляров три хранятся в Санкт-Петербурге, четыре — в Москве.
В XVII—XVIII вв. миниатюрные книги стали очень популярными в Англии и Франции, где наряду с молитвенниками и библиями стали печатать поэзию, а также исторические произведения. В XIX в. большое распространение получили словари, альманахи, поэтические сборники. Для переплёта наряду с бумагой и картоном стали применять дорогие виды кожи, жемчуг, черепаховую кость, а также серебро и золото.
Из огромного моря рукописных книг до наших дней дошли лишь считанные посланники начальных веков второго тысячелетия. И только при помощи специальной техники стало возможным воспроизвести редкие рукописные и печатные книги, том числе весьма редкие рукописные иллюминированные миниатюрные книги. Одним из таких примеров является самая маленькая книга в библиотеке Ватикана — «Переписка святого Франциска и святой Анны» (25х35 мм). Оригинал был написан на латинском языке в начале XIII века.
Первая советская микрокнига - «Чудо из чудес» размером 6х9 мм, которую выпустило в 1985 г. издательство «Книга». Издание было отпечатано Подольской фабрикой офсетной печати.
В апреле 2007 г. на свет появилась «ультрамикрокнига» «Подросток Тед из городка Репы» (Teeny Ted from Turnip Town), размером 3/16x3/16 дюйма (0,07х0,1 мм). Канадские учёные из нанолаборатории университета Симон Фразер сделали её из 30 микротабличек, вырезанных из кремниевых пластин. Микрокнига имеет свой собственный международный стандартный номер книги (International Standard Book Number, ISBN–978–1–894897–17–4). Пучок ионов галлия диаметром 7 нанометров (по размеру 1 нанометр равен около 10 атомов) направлялся на отполированную поверхность простой пластины кремния, вырезая «лишнее» пространство вокруг букв. Иными словами, «галлий был чернилами, а кремний был бумагой». В результате чего появился текст, видимый только в электронный микроскоп. Площадь пластины составила 0,007 кв. мм. Пока был произведён только один экземпляр... Многие исследователи относят такие произведения к разряду курьёзов.
Вначале минимальные размеры книг определялись способностями мастеров, позднее — техническими достижениями в оптике. В борьбу за первенство включились не только издательства, но и микроминиатюристы. Образцы рукотворного мастерства восхищают.
Среди шедевров «малышки», выполненные мастером-каллиграфом из Тайваня Чен Фонг Шеном.
Самая маленькая микроминиатюрная книга в мире новосибирского мастера В. Анискина, читаемая под микроскопом. Находится это удивление в музее «Русский Левша».
Мастеров, в книжных кузницах которых появляются рукописные работы высокого уровня, в мире очень мало.
Вместе с книгоизданием появляются и коллекционеры. Страсть коллекционирования была присуща многим историческим личностям. Английская королева Анна Болейн, поднимаясь 19 мая 1536 г. на эшафот перед своей казнью, держала в руках миниатюрный молитвенник в золотом переплёте с портретом короля Генриха VIII.
Большим поклонником миниатюрных книг был Наполеон Бонапарт. Во время своих военных кампаний он возил с собой так называемую «Миниатюрную библиотеку путешественника» (Bibliotheque Portative du Voyageur) в специальном кожаном футляре. В сложенном состоянии библиотека выглядела как один фолиант.
16-й президент США Авраам Линкольн имел миниатюрный молитвенник.
Специально для королевы Великобритании Елизаветы II был изготовлен миниатюрный кукольный домик, в одной из комнат которого была библиотека с миниатюрными книгами величиной в 1—2 дюйма.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев имел коллекцию миниатюрных книг, которую он хранил в письменном столе и с удовольствием показывал ближайшим коллегам.
Во 2-й половине XX века появляются специализированные общества, объединяющие коллекционеров миниатюрной книги. Движение советских, а теперь уже и российских миниатюристов берет начало в 1971 г. - создаётся Московский клуб любителей миниатюрных книг (МКЛМК). Многие коллекционеры создают частные издательства, где сочетается индивидуальный подход в работе с автором, художником и переплётчиком. В 70—80-е годы в ряде стран стали возникать частные и государственные музеи миниатюрных книг. Сейчас они есть в Японии, Польше, Югославии, Украине, Азербайджане, к сожалению, созданный ещё в эпоху СССР музей при издательстве «Книга» закрылся.
«Русский Левша» делает первый шаг на пути представления серьезного и большого искусства миниатюрной книги России в музейной экспозиции.
*Историческая справка сайта «Международная выставка каллиграфии»