Мультимедиа Арт Музей, Москва, при участии Итальянского института культуры в Москве, представляет проект арт-дуэта MASBEDO «Искусство памяти», включающий четыре видео «Мадам Пинин» / Madame Pinin (2017), «Хрупкое» / Fragile (2016), «Обращаться с осторожностью» / Handle With Care (2016) и «Ионеско. Сюита» / Ionesco Suite (2013).
Куратор: Анна Зайцева
MASBEDO — дуэт художников Николо Массацци (род. в Милане в 1973 году) и Якопо Бедоньи (род. в Сарцане в 1970 году), возникший в 1999 году и работающий в области видеоарта. В своем творчестве художники затрагивают множество актуальных тем и вопросов: каковы взаимоотношения современных художников с искусством прошлого? Может ли история искусства являться источником вдохновения для молодого поколения? Существует ли в современном обществе дефицит коммуникации и можно ли его восполнить? Видеоработы MASBEDO представляют собой органичный сплав театра, кино, перформанса и архитектуры.
Персональные выставки MASBEDO проходят в знаменитых музеях и фондах Италии и других стран: Музее искусств XXI века (2011), Галерее современного искусства в Турине (2010), Музее МамБо в Болонье (2008), Музее современного искусства Печчи в Прато (2007), Музее Макро в Риме (2004), в Центре современной культуры (Барселона, 2006), Центре современного искусства в Уяздовском замке (Варшава, 2010), Центре Фундасьон Телефоника (Буэнос-Айрес, 2010), в Национальном музее искусств королевы Софии (Мадрид, 2009), в Музее искусств Тель-Авива (2007) и др.
В 2009 году MASBEDO принимали участие в Венецианской биеннале, а в 2011 году — в проекте «Без границ» на международной выставке Art Basel. Недавно MASBEDO приняли участие в фестивале «Ромаевропа», устроив визуально-музыкальное выступление совместно с симфоническим оркестром римской Национальной академии Святой Цецилии под руководством сэра Антонио Паппано.
Центральной темой выставки является мир во всем его многообразии и необходимость его сохранения. Творчество как пульсация / бурление / выражение противопоставляется времени / неумолимости / завершению. Работы, вошедшие в экспозицию, представляют собой визуальные и ментальные отсылки, обретшие физическую форму — некий гибрид из подсказок, перформансов, инсталляций, видео.
Мадам Пинин / Madame Pinin (2017)
Одноканальное видео высокого разрешения, без звука
Демонстрируется с разрешения авторов, Snaporazverein (Санкт-Мориц), In Between Art Film (Рим) © MASBEDO
Знаменитый реставратор Пинин Брамбилла Барчилон посвятила 22 года спасению великого произведения Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Это была одна из самых спорных и сложных операций в истории реставраторского искусства. Личность этой женщины, а также ее работа и повседневная жизнь легли в основу работы «Мадам Пинин», созданной MASBEDO в 2017 году. Эта история приводится как частный случай более широкого дискурса о концепции красоты и ее сохранения, а также неизбежной хрупкости произведений искусства, состояние которого неизбежно подвергается испытанию временем, однако человек способен сохранять память о прошлом, сохраняя его артефакты.
Хрупкое / Fragile (2016)
Одноканальное видео высокого разрешения, со звуковым сопровождением
Демонстрируется с разрешения авторов, а также королевской галереи Sabauda (Турин), In Between Art Film (Рим), Sammlung Wemhoner (Херфорд) © MASBEDO
Героями видео «Хрупкое», созданного в туринской королевской галерее Сабауда, являются молодой человек и павлин. Юноша гуляет среди античных шедевров, в компании павлина, символизирующего бренность и хрупкость живых существ на фоне архитектурного великолепия. Эффектность этого наводящего на размышления образа усиливает пустота залов и контраст с вечной неподвижностью персонажей картин. Главной темой этой работы является концепция «лекарства»: старое животное, за которым ухаживает его хозяин, — это метафора, объединяющая увядающее тщеславие и вечный поиск красоты: путешествие, о котором Райнер Мария Рильке писал, что «начало его великолепно». Название ролика намекает и на завораживающую хрупкость искусства, напоминая о необходимости защищать и беречь наше культурно-художественное наследие. Это в некотором роде форма сопротивления времени и человеческой беспечности.
Обращаться с осторожностью / Handle With Care (2016)
Многоканальная видеоинсталляция в высоком разрешении, со звуковым сопровождением. Демонстрируется с разрешения авторов, а также In Between Art Film (Рим), Snaporazverein (Санкт-Мориц), Sammlung Wemhoner (Херфорд) © MASBEDO
Художественно-образовательный центр Паолы Николин «Класс», открытый в Милане в апреле 2016 года, предложил MASBEDO в рамках конкретного проекта исследовать вопрос сохранения изображений. Ведущие итальянские учреждения, занимающиеся реставрацией и сохранением произведений искусства, предоставили авторам материалы для исследования. Итогом этой работы стало многоканальное видео под названием
«Обращаться с осторожностью», снятое в таких уникальных локациях, как Мастерская обработки самоцветов (Флоренция) и Центр сохранения культурного наследия (королевский дворец Венария, Турин), которые были впервые показаны сквозь призму современного искусства. Исследуя вопросы вещественности, ценности и долговечности предметов искусства, авторы изучали ритуалы и методы реставраторов и ученых, деятельность которых на протяжении многих столетий была связана с воссозданием предметов искусства, преодолением культурных и временных ограничений. «Обращаться с осторожностью» — это подробный и достоверный рассказ о хрупкой экосистеме: сбалансированной, веками складывавшейся системе сосуществования предметов и людей, химических и эмоциональных реакций, мастерства и технологии, истории и будущего.
Ионеско. Сюита / Ionesco Suite (2013)
Видео высокого разрешения в формате 2K, со звуковым сопровождением Композитор — Лагаш
Демонстрируется с разрешения авторов, а также Maccaferri (Болонья), Antichi (Модена), Galiani (Милан), In Between Art Film (Рим), Sammlung Wemhoner (Херфорд) © MASBEDO
«Ионеско. Сюита» создана в божественно красивой Исландии. Это второй эпизод трилогии, началом которой стало видео «Теорема о неполноте» (2008), включенное в коллекцию Музея современного искусства (замок Риволи, Турин). «Ионеско. Сюита» затрагивает одну из главных тем, проходящих через творчество MASBEDO: авторы размышляют о жизни человека, используя как метафору природную стихию — величественную и могучую, враждебную и первозданную. Как и в работе «Теорема о неполноте», сублимация акта разрушения происходит в сюрреалистической атмосфере. Стол, уставленный хрустальными вазами, символизирующими чистоту и совершенство начинающейся жизни, внезапно орошается дождем конфетти, за которым следуют торты, конфеты и засахаренный миндаль. А затем мощный поток цемента заливает и уничтожает все, что находится в кадре. Яркое воздушное конфетти, символизирующее чистоту детства, контрастирует с серым тяжелым цементом, представляющим собой метафору взрослой жизни.