Выставка расскажет об отношении Л.Н. Толстого к образу приличного поведения в обществе, хорошему тону, к одежде и моде в разные периоды жизни, а также об отражении этого отношения на страницах произведений и в дневниках. Раскрыть эту тему помогут личные вещи писателя, которые будут представлены в качестве экспонатов.
Постоянно находясь в обществе, человек представляет себя окружающим таким, каким, по его мнению, его должны видеть. Немаловажную роль в этом играют его манера поведения, его отношение к бытовым вещам и одежде. У такой многогранной, сложной, постоянно меняющейся личности, как Лев Толстой, это отношение также изменялось – в зависимости от его собственных убеждений.
Понятие «комильфо» пришло в Россию из Франции в конце 18 века. Во французском языке выражение «comme il faut» дословно значит «как надо». В обыденной речи оно обозначало «как принято в высшем свете». Это касалось одежды, поведения и прочих аспектов жизни. Быть принятым в обществе означало успех. Примерно таких взглядов придерживался и Лев Толстой, будучи молодым человеком и мечтая чувствовать себя уверенным в достойном обществе.
Впоследствии, находясь на Кавказе и в Крыму, постоянно работая над собой, Лев Толстой уже не был так юношески категоричен, как в студенческие годы, но по-прежнему продолжал уделять большое внимание своему внешнему виду. Оставив военную службу, надев гражданское платье, будучи в Петербурге, Л.Н. Толстой следит за модой, одеваясь, как и его коллеги по журналу «Современник». При этом, уезжая в Ясную Поляну и занимаясь там хозяйством, ценя практическую сторону одежды, Толстой снимает «Шармеровское пальто» и цилиндр, меняя их на простую одежду.
Такое отношение к костюму – простота и удобство в деревне, и приличное платье в обществе – сохраняется у писателя до конца 1870-х годов. Начало следующего десятилетия стало переломным во взглядах Толстого, в его отношении к жизни и в стиле одежды. Ему претит изысканная мода и барская одежда на фоне голодающих и бедствующих крестьян, которых он мог наблюдать вокруг. Постепенно знаменитая толстовская блуза начинает доминировать в его одежде. Родоначальником новой моды Толстой не стал, но тенденцию по демократизации одежды, борьба за которую будет разворачиваться на протяжении всего ХХ века, предвосхитил, а понятие «толстовки» до сих пор существует в современной моде.
Вместе с тем, среди сохранившихся предметов одежды Л.Н. Толстого в мемориальном доме писателя есть предметы гардероба с ярлычками-лэйблами известных российских и иностранных производителей (английская фуфайка, европейская блуза, германские ботинки). Есть среди одежды писателя и модные новинки того времени – прорезиненный плащ и ботинки мокроступы. Но все новомодные предметы рассматривались Львом Толстым, прежде всего с практической точки зрения.
При всей простоте в одежде, Лев Толстой очень тщательно следил за своим внешним видом и гигиеной. Сын писателя Илья Львович в своих воспоминаниях отмечает: «По своему рождению, по воспитанию и по манерам отец был настоящий аристократ. Несмотря на его рабочую блузу, которую он неизменно носил, несмотря на его полное пренебрежение ко всем предрассудкам барства, он барином был, и барином остался до самого конца своих дней <…>. Под словом «барство» я разумею <…> утонченность манер, внешнюю опрятность и в особенности тонкое понимание чувства чести».
Проект «Comme il faut / не комильфо» позволит прикоснуться к бытовому миру писателя, внимательно рассмотреть мельчайшие детали и нюансы и, наконец, увидеть то, что обычно скрыто от глаз посетителей яснополянского дома.
Выставка будет работать со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00. Стоимость билета без экскурсионного обслуживания: для посетителей льготных категорий – бесплатно, полный билет – 50 рублей. Стоимость билета с экскурсией: для посетителей льготных категорий – 50 рублей, полный билет – 100 рублей.