Московский союз художников
Товарищество живописцев
Выставочный зал на 1-й Тверской-Ямской, 20
представляют:
Юбилейная выставка Татьяны Евгеньевны Ивановой
17- 30 сентября 2018 г.
17 сентября 2018 года в Галерее живописного искусства на 1 Тверской-Ямской, 20 состоится открытие выставки московского живописца Татьяны Евгеньевны Ивановой, посвященной ее 80-летнему юбилею. Период творчества художника пришелся на развитой социализм, переломный период начала 1990-х, а также наш ХХI век.
Т.Е. Иванова выросла в семье известного авиаконструктора Е.А. Иванова, работавшего вместе с П.О. Сухим, а после его смерти возглавившего КБ его имени. Поначалу Татьяна пошла по стопам отца. Но ещё студенткой МАИ Татьяна Евгеньевна около трех лет занималась в изостудии Дома Ученых АН СССР у замечательных художников - С.С. Посконина и И.Ф. Аристовой. А посетив однажды День открытых дверей МГХИ им. В.И. Сурикова, Татьяна принимает решение туда поступать. Она училась у Г. Королева, В. Гаврилова, Д. Мочальского, брала консультации у В.В. Почиталова.
Она впервые приняла участие в молодежной выставке в 1971 году студенческой работой "Киржач. Дом прадеда". Поколения молодых, с которым вышла в искусство Татьяна Евгеньевна, от взгляда общества в будущее, характерное для советского периода, обратили взор к эпохам мировой культуры. Т.Е. Иванова, вполне в духе времени, обратилась к прошлому, но не к экзотике ушедших цивилизаций, а к родным истокам. Дом прадеда, К.Н. Красовского, врача, за свои профессиональные и личные нравственные качества бывшего уважаемым человеком в городе, запечатлела Татьяна в своей работе. Ничем не примечательный, такой родной "из детства" двор, зеленоватые ворота, и угол дома с белокаменным первым и деревянным вторым этажом, каких было сотни тысяч в дореволюционной русской провинции. В нравственном отношении Татьяна Евгеньевна уже сформировалась человеком с идеалами в лучших традициях русской культуры. В плане традиции это была линия, идущая от саврасовских "Грачей...", показанных ровно сто лет тому назад. Та же щемящая неприхотливость сюжета из русской природы и быта, любовь ко времени года, когда листва не закрывает небо. Любимая Т.Е. Ивановой серая гамма во всех ее оттенках и цветовых дополнениях - самое сокровенное в живописи в тот период. Художник пишет Москву, ее центр, Левшинский переулок, где она прожила более 35 лет. Она пишет родной город таким, каким он складывался веками, с характерными историческими наслоениями, некоторой эклектичностью советского периода. И потому столица в ее работах так ностальгически дорога тем, кто помнит ее облик в ХХ веке.
Членом МОСХа она стала в 1976 году, и в рамках работы в Производственной Комиссии писала старейший в стране вагоноремонтный завод - СВАРЗ. Художник сделала там портрет рабочего - "Бригадир", писала заводские помещения. В творчестве художника чувствовались отголоски "сурового стиля". Она любила людей мужественных профессий, с которыми ей в жизни проходилось общаться благодаря ее "авиационным корням". Замечательны ее портреты летчиков-испытателей В.С. Ильюшина, В.К. Коккинаки. В единственной поездке под Североморск, север, представший перед ее глазами, навсегда ее покорил. Необыкновенно чистый воздух, прозрачная вода, когда виден каждый камешек на дне, покрытые лишайником горы, небеса с тяжелыми облаками. Все суровое, в ее любимой серой гамме с бесконечным количеством оттенков, тонов. Она писала пейзажи, выполнила работу "Североморцы. Оленья губа" (1982) - групповой портрет моряков, такой органичный на фоне северной природы. С 1980 года у Татьяны Евгеньевны начались поездки в Крым, в селенье Рыбачье. Художник приезжала туда в апреле, когда там еще не ступала нога туриста нового сезона. Полуостров представал перед ней и отражался в ее работах все тем же краем земли, только по другую сторону от севера.
Обращают внимание натюрморты художника, чрезвычайно простые, и именно этой простой неожиданные. В натюрморте "Свекла" на доске лежит эти суровые корнеплоды с длинными хвостами, не оживленные ни единым листиком зелени. Таков же натюрморт с чесноком. Только любящий землю человек может с таким чувством написать эти плоды земли. Сегодня, когда поездки становится трудно осуществлять, основной темой у художника остаются цветы, натюрморты. В них - все та же тяга к простоте. Художник предпочитает полевые цветы, ею самой собранные. И в этом мотиве, где серая гамма прежних лет дополнена многообразием поисков цвета и света, она ставит задачу средствами живописи передать вселенскую гармонию.
Творчество Татьяны Евгеньевны Ивановой с ее неброской и такой настоящей живописью - одно из тех оснований, благодаря которому мы сегодня остаемся одной их лучших в мире живописных школ. За простотой, отсутствием внешних эффектов, стоит высокий профессионализм.
/Елена Лисенкова/