В выставочных залах Российской академии художеств состоится выставка скульптурных и графических произведений академика Российской академии художеств Валерия Андреевича Евдокимова, приуроченная к 80-летию автора.
Выставка «Границы образа: незавершенность и бесконечность» Валерия Евдокимова камерно и последовательно объединяет сразу несколько тем и мотивов, к которым обращается скульптор на протяжении многих лет собственной творческой деятельности. В экспозицию вошли портреты русских философов, писателей и священнослужителей, а также работы, посвященные классической музыке и концертному исполнению. Помимо станковой скульптуры на выставке представлены рисунки, которые скорее стоит рассматривать не как отдельную практику, но как штудию художественных исследований пространства, осваиваемого для раскрытия качеств материала и пластической формы.
Основу творческого почерка мастера, как выпускника Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова, безусловно составляет классическая академическая школа. В пластике работ Валерия Евдокимова она соединяется с опытом древнерусской иконописи и европейского искусства ХХ века. В творчестве мастера органично сосуществуют работы, выполненные в традиционной манере, а также в стилистике нефигуративного искусства. Основой композиционного решения его произведений является исследование пространства в пластике, создаваемого формой, ритмом, движением, взаимодействием плотности материала и окружающей среды.
В портретном жанре скульптор отдает предпочтение образам творческих личностей — художников, писателей, философов, музыкантов. Добиваясь почти документального сходства с физическим обликом портретируемого, мастер психологически насыщает образ, проявляя его духовную индивидуальность.
Лица Розонова, Флоренского, Толстого и Ведериникова, иконографически воссозданные позы Соловьева и Достоевского, а также виртуозные жесты музыкантов – С. Рихтера, А. Князева, М. Воскресенского – это иконические элементы «средоточия мира». В нем особая поколенческая позиция, занимаемая скульптором, существующим в сегодняшнем пространстве и времени, в огромной протяженности судеб и результатов ХХ века, мыслится как этическое стремление к «эмоциональному» будущему.
«Одухотворение» модели присутствует как в портретах мыслителей, так и обычных людей. Эта «поэтизация» делает персонажи интересным вне контекста времени, рода их деятельности, бытовых обстоятельств и эмоций. Гармония и внутреннее экзистенциальное напряжение образа определяют пластическое решение произведения, его композицию. Такой же значимой, как создание композиции или портрета, для Евдокимова является постоянная работа с натурой.
Для графических произведений последних десятилетий характерна та же кинетика, что и в пластике. Смыслом работы становится не изображение модели, а запечатленное движение. Наиболее статичными в творчестве художника, в отличие от скульптурных композиций и рисунка, являются пластические этюды. Часто в этих небольших по размеру композициях с обнаженными моделями угадываются классические сюжеты искусства античности и христианства. Эти академические этюды композиционно очень гармоничны, отчасти - монументальны и, как правило, отмечены тонкой «поэтикой тела».
Скульптурные этюды и натурные рисунки Валерия Евдокимова давно переросли рамки обычных академических штудий. Художник совершает бесконечное путешествие из двухмерного пространства рисунка в трехмерное пространство пластики.
Выставка открыта для посещения: 19 сентября – 7 октября 2018 года
Управление информации РАХ