Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Большой выставочный зал
Арон Зинштейн. Баннер-арт. Графика. Объекты
Иногда материал – холст, фанера, бумага, краска… вызывает восторг. И это уже начало творческого процесса. (Арон Зинштейн)
Выставку «Возможности материала» составили живописные работы на баннерах, серия гуашей, иллюстрирующих книгу Саши Соколова «Школа для дураков», и картонные объекты в старых одеждах, не дошедших из гардероба до дачного сарая.
Арон Зинштейн любит работать с материалом, отслужившим свой срок, будь то баннеры или старая одежда. По точному замечанию Глеба Ершова, живопись, нанесенная на рекламную основу баннера, превращается в своего рода палимпсест. Материал, утративший свое первоначальную значимость (как реклама, так и одежда перестали быть актуальными), действительно вызывает у художника восторг – восторг творца, реализующего возможности материала, дающего ему вторую жизнь, выводящего его из утилитарного в художественный контекст.
Если «баннер-арту» свойственна монументальность фрески или граффити (независимо от того, что пишет художник: индустриальный пейзаж, лесное озеро или человеческие фигуры крупным планом), то гуаши к книге Саши Соколова, сохраняя так любимую Зинштейном экспрессивную манеру, – это камерные, соразмерные персонажам романа произведения.
Работы Зинштейна вообще обладают мощной терапевтической силой. Действительность на его картинах преображена таким образом, что становится вполне пригодной для счастливой жизни.
В экспозиции представлена живопись на баннерах 2017–2018 годов и более половины из шестидесяти графических листов к роману «Школа для дураков». Книга выпущена в свет в 2018 году издательством «Азбука-Классика» в серии «Больше, чем книга».
5 сентября на выставке пройдет традиционная поэтическая встреча. Читают Сергей Стратановский, Аркадий Илин, Александр Танков, Александр Фролов. Начало в 18:00.
В буклетах и каталогах биография Арона Зинштейна выглядит вполне благополучной: училище в Нижнем Тагиле, ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, членство в Союзе художников, внушительный список выставок – городских, всесоюзных, международных, групповых, персональных. Однако в реальности путь художника вовсе не был таким уж гладким. Его клеймили за отступление от жизненной правды, за формалистическое искажение действительности, за неуместные темы и недопустимую для советского художника «шагаловщину». Словно стараясь взять реванш за долгие годы полулегального существования, Зинштейн творит свободно, экстравертно, пытаясь выразить что-то очень важное прежде всего для себя.