НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня

c 24 июля по 23 сентября 2018Москва
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778). Гравюра ''Руины храма Нептуна в Пестуме''. Испания, 1778. ГМЗ ''Царицыно''
Жак Калло, Франция. ''Ярмарка в Импрунете''. 1620. Из колл. А.Н. Севастьянова
Джованни Баттиста Пиранези (1756-1810). Италия.  ''Тюрьмы''. Горизонтальная композиция, арки, балки и фонарь в центре. Лист 11. Из колл. А.Н. Севастьянова
Знак-нашивка для запона (масонского фартука). Россия. 1-ая четв. XIX в. ГМЗ ''Царицыно''
Марина Алексеева. Хор. 2015. Смешанная техника, видео. Галерея Марины Гисич
В Большом дворце музея-заповедника "Царицыно" открывается выставка-инсталляция, посвященная архитектурным фантазиям. Ее цель: помочь понять, как мир воображаемой архитектуры конструировал творческое сознание людей прошлого. Самые невероятные идеи, свобода проектирования воздушных чертогов раскрепощали фантазию людей эпохи барокко и Просвещения, замыслы которых воплотились в оформлении театральной сцены. Но это не значит, что все осталось в истории. Умопомрачительные визуальные аттракционы XVIII века сегодня нашли применение в виртуальной реальности, компьютерных играх, анимации. Сам способ постижения мира современным человеком, создающим образы "на экране" собственного восприятия, во многом наследует механике театральных феерий. Таким образом, изучая воображаемую архитектуру барокко, мы познаем себя и свой аппарат понимания Вселенной.

Жанр воображаемой (эфемерной, "бумажной") архитектуры берет начало в театрах ренессансной Италии - именно там в первой половине XVI века при оформлении сцены начали применяться перспективные изображения условных площадей и улиц, на фоне которых разыгрывалось действие. В XVIII столетии благодаря прежде всего болонским архитекторам-сценографам из семейства Галли-Бибиена, эта выдуманная театральная архитектура переживает настоящий бум: виды фантастических дворцов и соборов особенно востребованы в пафосных постановках в жанре "серьезной оперы" (opera seria) с сюжетами из древней истории или античной мифологии. Одновременно жанр расширяется - к приемам воображаемой архитектуры обращаются при украшении интерьеров, устройстве фейерверков, иллюминаций, придворных торжеств.

Театральное происхождение воображаемой архитектуры продиктовало структуру экспозиции: куратор, искусствовед Сергей Хачатуров создал выставку-инсталляцию, которая служит декорацией к спектаклю во многих частях - действу, посвященному зодчеству и театру, а также идее подобия здания целому миру и формирования образа мироздания в каждом конкретном объекте.

"Гипноз пространства" предполагает путешествие. В залах выставки выстраиваются мосты между культурой XXI и XVIII века. Задаются перспективы отношения этих разных и одновременно родственных эпох к темам несвободы и веры, созидания и разрушения, праздников и утрат. Архитектором выставки-спектакля стал Степан Лукьянов, ведущий художник "Электротеатра Станиславский".

Произведения искусства прошлых веков соседствуют с работами, созданными современными мастерами - признанными (М. Алексеева, С. Эстрин, А. Бродский, И. Уткин, Ю. Аввакумов, Е. Кошелев) и молодыми (А. Оленев, В. Карташов, А. Филатов). Раздел "Волшебный фонарь" посвящен режиссеру Андрею Хржановскому и неожиданной роли сценической архитектуры в устройстве его мультипликационных новелл.

Открывает выставку гигантская гравюра "Ихнография, или План Марсова поля в античные времена" (1757), шедевр Джованни Баттисты Пиранези (1720-1779), которого считают основателем современной концептуальной бумажной архитектуры. Вопреки названию, "План Марсова поля" - отнюдь не историческая реконструкция части Древнего Рима, а скрупулезно вычерченная схема фантастического пространства, возникшего в воображении авангардиста эпохи Просвещения. Некоторые ее детали читаются в масштабных элементах оформления выставки.

Первым актом выставки стали графические листы Пьетро ди Готтардо Гонзаги, идеолога "театра архитектуры", чистый образец которого был продемонстрирован в 1818 году в театре князя Юсупова в Архангельском. Представление состояло из двенадцати смен декораций (из них сохранились четыре - "Римский Храм", "Таверна", "Тюрьма", "Малахитовый зал"). Будучи первым теоретиком, философом и психологом эфемерной архитектуры, Гонзага считал подобный театр более интересным, чем представление с сюжетом, актерами и музыкой.

Один из ключевых разделов выставки, Opera Seria, занимает три зала. "Серьезная опера" XVII - XVIII веков предполагает исторический или мифологический сюжет, речитативы, виртуозные арии и действия в роскошных декорациях. Художники соревновались в стремлении поразить зрителя архитектурными иллюзиями. Кроме подлинных эскизов XVIII века в одном из залов огромный экран-ниша "впускает" в себя зрителей, дабы они поучаствовали в перемещениях по пространствам волшебных сказок старинного театра. Еще один сюрприз: записанная на видео мини-опера про архитектуру в исполнении артистов театра "ИюльАнсамбль" (композитор Ираида Юсупова, режиссер - Андрей Сильвестров). В зале "Кибербарокко" посетители становятся участниками постинтернетовской игры, попадая в придуманный молодым художником Владимиром Карташовым лабиринт из фигур-обманок. Сам лабиринт вдохновлен образами компьютерных игр. А они в свою очередь - парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами.

Куратор выставки: Сергей Хачатуров

Архитектор: Степан Лукьянов

Координатор: Дарья Колпашникова

Участники проекта: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева; Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина; Московский музей-усадьба Останкино; Музей Большого театра.

Частные собрания И.Б. Баженовой, А.Л. Кусакина, А.Н. Севастьянова, С.А. Подстаницкого.

Даты работы выставки "Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня": 24 июля - 23 сентября 2018 года

Место проведения: Большой дворец музея-заповедника "Царицыно"

www.museum.ru/N70276
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
сайт:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


Золотая вязь крымских узоров

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

Выставка «Провинциальный репортаж» в Музее наивного искусства, Екатеринбург

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru