НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Пора перемен. Графика 1860-х годов из собрания Третьяковской галереи

c 25 мая по 4 ноября 2018Москва
Крамской И.Н. Девочка с бельем. 1874. Бумага, акварель, белила
Шишкин И.И. Лесная глушь. 1870. Бумага желтая, карандаш, белила, сепия, перо
Шишкин И.И. Дубки под Сестрорецком. 1857. Бумага, итальянский карандаш, белила
Крамской И.Н. Помпея. 1876. Бумага, акварель
Крамской И.Н. Портрет художника Николая Александровича Ярошенко (1846-1898). 1874. Бумага, акварель, гуашь
Проект продолжает цикл «Художник и время», посвященный истории русского рисунка XVIII — начала ХХ века. Прошедшие ранее выставки цикла «Рисунок XVIII века», «Рисунок эпохи романтизма» и «Конец прекрасной эпохи» позволили проследить процесс формирования и развития русской рисовальной школы, а также познакомить посетителей с крупными именами в русском искусстве, многообразием графических техник и главными тенденциями в рисунке XVIII — первой половины XIX столетия.

Новая экспозиция посвящена одному из поворотных моментов в истории изобразительного искусства. Она представляет процессы, происходившие в графике на протяжении десятилетия между «бунтом 14-ти», созданием Санкт-Петербургской Артели художников и первой выставкой нового объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Это время поиска, когда происходит сложнейший процесс смены художественных формаций, переоценка жанров и видов графики.

Литературная и общественная мысль сыграли огромную роль в формировании новых идеалов и новой художественной модели. «Прекрасное есть жизнь» — этот вектор был задан в магистерской диссертации Н.Г.Чернышевского. Иной взгляд представлен в критической статье Ф.М. Достоевского, посвященной выставке в Императорской Академии художеств 1861 года. В этой статье писатель исследует причины несоответствия академической системы образования требованиям современности. На выставке «Пора перемен» экспонируются графические эскизы к живописным произведениям, представленным на выставке 1861 года, вызвавшей к жизни блестящее искусствоведческое эссе великого писателя. Идеологический спор между Достоевским и Чернышевским определил художественный нерв эпохи — соотношение красоты и полезности, эстетической и этической составляющей искусства.

Сатирическая графика — основная нить, связывающая 1860-е годы с предыдущей эпохой. Возникшая в 1840-е годы, она вслед за литературой меняла акценты — на смену иронии приходят беспощадность и гротеск. Графика в периодической печати, адресованная широкому кругу зрителей-читателей, получила неведомую ранее силу звучания и воздействия. На выставке представлены оригинальные и литографированные рисунки П.М.Шмелькова, А.И.Лебедева, В.Г.Перова, позволяющие оценить мастерство как художников-рисовальщиков, так и техническое совершенство печатной графики.

Графика, в силу особенностей техники, всегда чутко реагирует на вызовы времени, в рисунках отрабатываются новые приемы и темы. Работа с сюжетом, повествовательность, отличающие жанр иллюстрации, во многом повлияли на графику станковую, а обращение ее к злободневности и повседневности опережало аналогичные тенденции в живописи. Представленный на выставке круг любимых тем в изобразительном искусстве 1860-х годов убедительно демонстрирует и новизну сюжетов, и преемственность на этом пути от П.А.Федотова до В.Г.Перова.

«В 1863 году разразился громовой удар, и атмосфера русского искусства очистилась», — написал В.В.Стасов о произошедшем в стенах Императорской Академии художеств «бунте 14-ти» — скандальном отказе лучших выпускников Академии, возглавляемых И.Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии. Осознание творческой независимости породило всплеск интереса к фигуре самого художника — появилось большое количество портретов и автопортретов. В экспозицию введены и оригинальные фотографические портреты членов Артели — документальные свидетельства эпохи и важный элемент в формировании нового пластического языка, в частности графического портрета. На выставке представлены и образцы того официального искусства, против которого выступали участники бунта, — итальянские пейзажи, жанровые композиции, натурные штудии.

Экспозиция «Пора перемен» открывает выставочный проект Третьяковской галереи, который будет посвящен исследованию основополагающего для русской культуры художественного направления — искусству передвижников. Он включает в себя графические сменные экспозиции из фондов ГТГ, которые представят публике наименее известную часть наследия художников-передвижников — рисунки и акварели. Завершением проекта станет грандиозная выставка, которая позволит собрать вместе лучшие живописные работы этих художников из российских музеев и дать исчерпывающий и многоплановый образ этого без сомнения самого важного и самобытного явления в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века.

www.museum.ru/N70050
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 15.09.2019  x    ?  


"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Переговорные станции» и другие экскурсии по Красноярской биеннале

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

«Театр ничуть не безделица»

Грозный смех" к 100-летию "Окон РОСТА"

«Факультет искусств» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

Михаил Шульпин. Дыхание города

Тина Модотти. Искусство. Любовь. Революция

Выставка «Династия. Мирошкина. Кобытев. Полынская» в Красноярском музее им. В.И. Сурикова

«Берега». Выставка акварелей Анатолия Боймурадова в Старой Ладоге

Варвара Родченко. Мимошедшее время

Осенний праздник фонтанов #Императрица2019

Выставка итальянского искусства «Италия. XX век» в Новосибирске

Выставка современного искусства "Уличная волна"

Александра Вертинская. Парадиз

Выставка «Великая китайская каллиграфия и живопись» в выставочном центре «Сокольники»

5-я Казанская международная биеннале печатной графики «Всадник»

Перформанс «Рёбра в рёбра» и фильм «Paris Ventre» в Центре Михаила Шемякина

Международный фестиваль камерной музыки «Т Фестиваль» в Новой Третьяковке

Фестиваль итальянской культуры Tiepolo fest III в Музее-усадьбе "Архангельское"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru