С 26 апреля в рамках Года Японии в России в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля работает выставка «Айны. Загадочный мир».
История, связанная с коллекцией «айнских акварелей» японского художника Бёдзана Хирасавы из собрания омского музея, кажется невероятной и таит еще немало загадок. 12 акварелей неизвестного японского мастера поступили в музей из коллекции ленинградского академика Е.М. Лавренко в 1984 году. Благодаря совместной работе российских и японских специалистов – этнографов, историков, искусствоведов и реставраторов – в 2000-х годах было установлено, что в Омске хранятся лучшие акварели знаменитого японского художника, мастера айну-э Бёдзана Хирасавы (1822–1876), прожившего почти четверть века на острове Хоккайдо среди айнов и посвятившего им свое творчество.
Айны – древнейший и, пожалуй, самый загадочный народ на планете. Их называют «Спустившиеся с небес», «Бородачи Тихого океана». По одной из легенд, айны по деревянному столбу попали на Хоккайдо прямо из Страны облаков. Айны разительно отличаются от других народов Дальнего Востока. У них большие голубые глаза, правильные черты лица, пышные шевелюры, у мужчин – окладистые бороды. С 8 тыс. до н. э. они заселили территорию Японии, Сахалина, Курильские острова, юг Камчатки и низовья Амура. Существует множество теорий и гипотез об их происхождении: одни исследователи утверждают, что айны пришли из Азии, другие называют в качестве их прародины Северную Америку, третьи – Филиппины или Новую Гвинею.
Мир айнов – это культура охотников, рыболовов и собирателей первобытного строя. Ощущая себя частью природы и живя в полной гармонии с ней, айны одухотворяли окружающий мир. Девушки для защиты от злых духов татуировали губы (так называемая «улыбка джокера»), а иногда и предплечья. Важную роль в их жизни, как и у народов Сибири и Дальнего Востока, играл культ медведя, в честь которого устраивали праздники. В настоящее время айны остались, в основном, в Японии – на острове Хоккайдо, где их по официальной статистике проживает около 25 000 человек.
Бёдзан Хирасава, обращался к конкретным событиям их быта. Подлинных работ художника на родине осталось немного. Его произведения разбросаны по музейным и частным собраниям Америки, Англии, Шотландии, Германии. «Омская» серия из 12 акварелей – самая крупная среди известных в мире и самая интересная в научном плане!
Коллекция акварелей Бёдзана Хирасавы совершила большое выставочное турне, побывав в Санкт-Петербурге, Томске, Самаре, Южно-Сахалинске и в Японии – на родине художника – Хакодатэ, а также в городах Киото и Сирайо.
В рамках программы Благотворительного фонда В. Потанина «Первая публикация» вышла в свет книга-альбом «Омская сенсация». В 2017 году экземпляр издания был подарен врио губернатора Омской области А.Л. Бурковым генеральному директору Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровскому во время его визита в Омск.
Специально к выставке-презентации альбома «Омская сенсация» в 2008 году известный омский художник Дамир Муратов создал серию работ «ОкеАйн, или Следы в Океане», тем самым продолжив культурную эстафету от японского мастера XIX века к омскому зрителю. Главным мотивом серии стало изображение ноги – той, что оставляет след. Современного художника захватили ритм и пластика акварелей Хирасавы. Он домыслил те сюжеты, которых не могло не быть: айны, как и мы, любили, жили семьями, смотрели на звезды…
И вот теперь, 10 лет спустя, мы вновь показываем уникальные произведения Бёдзана Хирасавы и работы Дамира Муратова омскому зрителю.
Куратор – ведущий научный сотрудник, хранитель фонда русской и зарубежной графики Галина Андреевна Севостьянова.
Выставка работает по адресу: ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус
Справки по тел.: 24-15-64, 20-00-47